Собрание сочинений, том 4

Но когда в беды и напасти снова впали, живя в земле обетованной, – снова обращались к Богу и искали Его, как читаем в книге Судей и в прочих книгах. Вот как благополучие отводит от Бога, злополучие же, как узда, приводит и привлекает нас к Богу.

«Великое добро есть скорбь», – говорит св. Златоуст (Беседа 16-я на Деяния). Великое добро, ибо смиряет нас, ибо пресекает путь к плотоугодию и погибели, ибо исправляет нас, ведет к покаянию и обращает к Богу, и так отводит от погибели, и поставляет на пути к вечной жизни. Великую и милость делает с нами Отец Небесный, когда посылает на нас скорби и напасти.

О, скорбь – жезл Божия наказания, горькое, но целебное наше врачевство, училище смирения, терпения и кротости, знамя Христовых воинов, путь к вечной жизни! Наказывай нас, Господи, но по правде, не во гневе Твоем (Иер. 10:24).

Скажет кто: «Тяжко и люто терпеть скорбь».

Правда, но гораздо тяжелее вечную терпеть скорбь, если отсюда отойдешь ненаказанным и неисправленным.

Нынешнего времени скорбь для плоти нашей горестна, но плод ее сладок и благоприятен. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности (Евр. 12:11). И сам ты, если разумен и любишь детей своих, не даешь им по своей воле жить, но учишь, наказываешь и бьешь, чтобы исправны были, хотя и знаешь, что наказание то им неприятно и горестно. А может быть, что и от отца своего наказываем был и терпел, и благодарно поминаешь ныне наказание то. Почему же Божия отеческого наказания не хочешь благодарно терпеть? Знаешь, что польза от наказания бывает, и наказываешь детей своих. Почему же от руки Господней наказания, полезного и душеспасительного, не хочешь с благодарением, а по крайней мере, с молчанием и без негодования принять? Ибо Господь наказывает нас для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его, да живы будем (Евр. 12:9-10). И наказание Его краткое и легкое: краткое, ибо временное, и, хотя до конца продолжится, кончиною прекратится; легкое, ибо наказывает Он и милует, опечаливает и утешает, оскорбляет и увеселяет, уязвляет и врачует, и бьет, но не умерщвляет.

Что же? Хочешь ли ненадолго наказанным быть, и по-христиански пожить здесь, и по смерти вовеки жить, царствовать, утешаться, радоваться и вечно блаженным быть? Или без наказания кратковременного и легкого быть, которое всем обще, и неисправным от века отойти, и там навечно погибнуть, терпеть и страдать? Ибо это неисправным непременно последует. Избирай из этих двух одно, что тебе угоднее – это или то. Избирай, что хочешь, человек! А я то избираю и хочу последовать немощным, которые отдают себя в волю искусного лекаря, желая исцелиться от болезни. Так и мне должно отдаться, как немощному, в волю премудрого Врача душ наших – Господа, да поступает со мною, как хочет. Знаю я совершенно, что какое Он ни подаст мне лекарство, мне оно полезно будет. Хочу с пророком исповедаться Ему: Благо мне, что Ты смирил меня, чтобы я научился уставам Твоим (Пс. 118:71). Верю, что увижу блага Господни на земле живых. Уповай на Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и уповай на Господа (Пс. 26:13-14). Ибо и Христос говорит о Себе: Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? (Лк. 24:26), – так апостол Его о всех верных говорит: Многими скорбями надлежит нам войти в царствие Божие (Деян. 14:22). Не широким и пространным, но узким и тесным путем туда входят.

(Смотри еще об этом главу о терпении, благодарении и узком пути в первой книге).§ 421. Утешение против духовного искушения, которое бывает через помыслы, к отчаянию склоняющие. Хотя и всякому христианину может это искушение приключиться, ибо сатана, который такое искушение наводит, никого не оставляет, однако особенно тому приключается, который во грехах не мало времени прожил, и Божией благодатью исправившись, начал каяться. Какое же и сколь тяжкое бедствие это бывает, те только знают, которые страждут то. Они непрестанно чувствуют волны, ударяющие в души их: Несть спасения ему в Бозе его (Пс. 3:3). Что тяжелее человеку может быть, когда сатана хочет у него отнять вечное спасение? Посему восстает в сердце так бедствующего страх, ужас, печаль, тоска, смущение и всякое беспокойство, так что никогда не может веселым быть. Всякое утешение внешнее, каким ни утешаются люди, ему нисколько не на пользу. Ищет утешения, как голодный хлеба и жаждущий питья, но не находит. От чего бывает, что в таком душевном страдании и телом изнемогает, бледнеет, сохнет и истаивает. Ибо страх и печаль, как огонь внутренний, пищу и питье поедает. Однако сколько может человек человеку помочь, предлагаю такой страждущей душе из Святого Писания утешительные рассуждения, которые могут несколько прохладить, с помощью Божией, печальное сердце.1) Когда о грехах твоих помышляешь, помышляй и о милосердии Божием. Сколько твоих грехов ни есть, и как они ни велики, но у Бога более милости. Слышишь, что апостол Духом Святым говорит нам, грешным, в утешение: Бог, богатый милостью (Еф. 2:4). Не только сказал: милостив Бог, но и богатый милостью. Это богатство милости проповедует нам и Моисей Боговидец: Господь, Господь Бог щедр и милостив, долготерпелив и многомилостив и истинен (Исх. 34:6). Проповедует святой Давид, узнав на себе то богатство милости: Возвеличилась до небес милость Твоя, Господи (Пс. 56:11). И еще: Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив (Пс. 102:8), – и в прочих местах. Словом, милость Его такова, каково величество Его. Каково величие Его, такова и милость Его, – говорит премудрый Сирах (Сир. 2:18). Величество же Его бесконечно, потому и милость Его бесконечна. От этого источника проистекает, что Он не по беззакониям нашим творит нам, и не по грехам нашим воздает нам (Пс. 102:10), но по бесконечному Своему милосердию изгладит беззакония наши, и ввергнет в пучину морскую все грехи наши (Мих. 7:19).Источник этот не исчерпается, не иссыхает, но всегда исполненным пребывает, и все к нему через пророка призываются жаждущие: Жаждущие, идите все к водам (Ис. 55:1). Одно требуется – да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его (Ис. 55:7). Открывает его нам Единородный Сын Божий: Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него (Ин. 3:16-17).Хвалят, поют и прославляют Ангелы: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк. 2:14), – и желают проникнуть (1 Петр. 1:12). Славят и превозносят во всех своих писаниях апостолы, черпают и предлагают всем пастыри и учителя, вкушает и прохлаждается вся Святая Церковь, прибегают нищие, убогие и жаждущие грешники и получают прохлаждение. К этому благости и милосердия Божия источнику и нам должно прибегать во время зноя, и жаждущим душам почерпать воду веселия. Для того и представляет нам его святое Божие слово, дабы во время зноя искушений прибегали к нему и оттуда почерпали живую воду прохлаждения. А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду (Рим. 15:4).Скажет кто: «Многи и тяжки мои грехи».Ответ: