Собрание сочинений, том 5

О, блаженны те руки, которые Бога во­плотившегося объяли и осязали! Какая тогда была радость в сердце старца, когда Бога, все держащего, в объятиях своих держал!

Очистим и мы, возлюбленный, сердца на­ши от всякой скверны плоти и духа, дабы принять в них Христа Господня, ибо Он хочет прийти и посетить нас и стучит в двери: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вече­рять с ним, и он со Мною (Откр 3:20).

О, благость Иисуса, Который обходит, и ищет, и хочет в дома сердец наших войти!

Как блаженно то сердце, которое сего сладчайшего Гостя принять удостоится! Удос­тоится такой вечери и таких благ, которых око не видело, и ухо не слышало, и не приходило то на сердце человеку (1 Кор 2:9).

Упокоим же и мы, о возлюбленный, сего сладкого и великого Гостя в домах наших, да­бы и нам подал Он покой в вечном Своем царствии. Примем Его здесь, дабы и Он нас там принял. Постараемся принять драгоцен­нейший сей залог вечной жизни ныне, дабы с радостью и доброй надеждой отойти на тот век, когда Он от сего многобедного жития нас позовет.

Спасайся.

Письмо шестьдесят четвертоеПри этом помянем, что апостол святой написал: Не Ангелов восприемлет Он, но вос­приемлет семя Авраамово (Евр 2:16). Что сие значит? Значит горячую и неизреченную лю­бовь Сына Божия к роду человеческому: так Он возлюбил род человеческий, что не ан­гельское естество, которое выше человечес­кого, но человеческое Себе принять в соеди­нение благоизволил, чем неизреченно почтил наше естество; сделался плоть от плоти на­шей, и кость от костей наших. Потому и не стыдится братией нарицать нас, говоря: Воз­вещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя (Евр 2:12), и в других местах. Ка­кая большая может быть честь людям? Ум по­стигнуть не может как любви Сына Божия к людям, так и чести их от того. Поэтому гово­рит: Тем, которые приняли Его (Иисуса), веру­ющим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими (Ин 1:12). И воистину, чем более обесчестилось человеческое естество падением, тем более почтилось и превознеслось вопло­щением Сына Божия. Слава Богу, благово­лившему так!Отсюда мы учимся:1) Познавать любовь Божию к нам.2) Любить Возлюбившего нас.3) От сердца Его за это благодарить.4) Из любви и благодарности оказывать Ему святое послушание.5) Братию свою, прочих людей, любить и почитать.6) Учатся господа со слугами своими как с братией своей поступать и не стыдиться нарицать их братией своей. Ибо если Господь, Царь царей, не стыдится нас братией называть, то тем более люди людей должны братией своей называть. Рассуждай об этом и увидишь, как худо делают люди, которые гнушаются подлой (простой) братией. Ибо все люди единого ес­тества, благородные и худородные – все лю­ди, один другого не лучше. Помни это, и сло­мится рог гордости и презрения.Спасайся.Письмо шестьдесят пятоеВопрошаешь: что далее последовало по рождении Сына Божия?Ответ. Повествует святое Его Евангелие, что царь Ирод хотел Его убить, и потому Пре­святая Матерь Божия и святой Иосиф, Ее обручник, со Христом бежали в Египет, по изве­щению ангельскому, и там некоторое время жили, скрываясь от убийцы.