Собрание сочинений, том 5

О, какое великое зло – властолюбие! Бед­ный человек хочет другими владеть, но сам собой не может владеть. Избегай же этого зла, чтобы и себя и других не погубить. Надо прежде научиться собой владеть и тогда над другими власть принимать. Рассуждай об этом и берегись зла.

Спасайся.

Письмо шестьдесят седьмое

Ты хочешь знать, какое потом гонение терпящему Сыну Божию приключилось?

Ответ. Евангелие святое говорит нам, что Он, несколько во Египте пожив, возвратился со своей святой Матерью и с Иосифом в зем­лю Израилеву, по извещению Ангела, и это возвращение случилось после смерти Ирода, как Ангел Божий сказал Иосифу святому: Умерли искавшие души Младенца. Но когда в землю Израилеву пришли, услышал Иосиф, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, где прочее время жил и где был воспитан Хри­стос (Мф 2:20-23; Лк 4:16), потому и называ­ется Назорей (Мф 2:23).

Смотри, возлюбленный:

1) Еле-еле нашлось безопасное место дня воспитания Сына Божия, странствующего на земле, и Тот, Которому принадлежит земля и все, что наполняет ее, из страны в страну бегая, в малом и всеми презираемом городке Назаре­те стал жить. Так и истинные христиане, рабы Его, пребывают в мире этом странниками и пришельцами: не имеют здесь постоянного гра­да, но ищут будущего (Евр 13:14). На чужой сто­роне живя, всего опасаются, мир и дьявол не­престанно гонят их и стараются их погубить или повредить, потому что они не от мира (Ин 17:16), как и сам Христос, Начальник их.Пристанем и мы к странникам этим, да­бы с ними в небесное отечество прийти. На­пишем на сердцах наших, что мы в мир этот входим не ради мира, но ради перехода на тот век, тогда подлинно и мы странниками в мире этом будем. Тогда не будем искать здесь ни богатства, ни чести, ни славы, не будем строить богатых домов, и прочее, зная, что все это оставим в этой стороне, но будем ис­кать будущего града, которого художник и строитель Бог (Евр 11:10).2) Ирод боялся лишиться царства и пото­му такое кровопролитие учинить не убоялся, однако же не только царства, но и жизни лишился. Так смерть всему конец полагает и всех равными делает.3) Видим, что люди там боятся, где нет страха, но там не боятся, где истинный страх. Боятся лишиться чести, славы, богатства, что все следует необходимо оставить всякому, но не боятся беззаконничать и навечно погиб­нуть. Это ослепление ума человеческого.4) Злодеев и душегубцев казнь Божия по­стигает. Они думают долго жить и беззакони­ями свирепеть, но невидимо им ров копается, и нечаянно впадают в него. Так Ирод хотел погубить Христа, и столько младенцев погу­бил, и хотел долго царствовать, но не удалось: умерли искавшие души Младенца. Так Авесса­лом хотел отца своего Давида умертвить, но нечаянно повис между небом и землей (2 Цар 18:9). Так Фараон, притеснявший Израиль, но Божиим неоднократным наказанием убежденный, отпустил было его от себя, но опять, раскаявшись на свою беду, погнался в след за ним, желая себе поработить его и вме­сто раба иметь, но нечаянно, где надеялся найти корысть, там погибель себе и всему своему воинству отыскал, потонув, словно олово, в воде. Так судьбы Божии постигают своевольных и неисправных беззаконников.5) Не будем же ревновать лукавым и не будем завидовать делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро засохнут, и как зеленый злак, скоро отпадут, по увещанию Псаломника (Пс 36:2). Но гонение и озлобление, нам от них бываемое, предадим Богу, судящему праведно, и терпением нашим будем спасать души наши.Спасайся.