Собрание сочинений, том 5

Спасайся.

Письмо пятнадцатое

Поскольку печаль ради Бога производит неиз­менное покаяние ко спасению (2 Кор 7:10), по апо­стольскому учению, то в ней нужно нам всегда поучаться и иметь ее, дабы принести Господу на­шему жертву живую – дух сокрушенный. По­этому и я еще раз о том же пишу тебе, чтобы вко­ренилась она в сердцах наших, что особенно от рассмотрения Божиих свойств почерпается.

1) Из Святого Писания видим, что Бог наш так велик, что весь свет и все народы пред Ним как ничто. Если же все люди и весь свет как ничто пред Ним, то насколько более – один человек. Но эта бедная тварь, малая горсть земли, прах и пепел, такого великого Бога, когда грешит, раздражает. Кто дерзнет земного царя раздражать? Бога, царя небес и земли, непостижимого в величестве, человек смертный не боится раздражать.

2) Бога нашего слава так страшна, что Его все Ангелы боятся и трепещут, повеления Его с радостью и с усердием исполняют, поклоня­ются Ему, и трисвятую песнь поют Ему: Свят, свят, свят Господь Саваоф, полны небеса и зем­ля славы Его (Ис 6:3). Человек, земля и пепел, не трепещет пред славой Его, но не престает раздражать Его!

3) Бог наш везде и на всяком месте есть, поэтому, когда человек грешит, то пред Богом грешит, а так не воздает Ему должного почи­тания. Кто дерзнет пред царем земным бес­чинствовать? Разве что безумный. Ибо бесчи­нием бесчестие и досаждение царскому лицу делается. Человек согрешающий не стыдится и не ужасается пред Божиим присутствием бесчинствовать и так бесчестие и досаждение Ему оказывает. О, когда бы показалась хотя бы немного человеку Божия слава, непремен­но бы пал бездыханным, как апостолы, услы­шавшие только Божий глас, пали ниц и силь­но испугались (Мф 17:6). Но ослепленный не понимает этого.

4) Бог наш истинен, так что, когда обеща­ет что-либо, непременно будет то, и чем гро­зит нам, непременно то сбудется. Обещает вечную жизнь и грозит вечной мукой, но грешник этому не верит, ибо не кается истин­но, без чего и муки избежать и вечную жизнь получить невозможно. Ибо только истинно кающиеся спасаются, а некающиеся погиба­ют. Не кается же, потому что от грехов отстать не хочет.О, если бы он истинно, действительно и живо уверился в вечной муке и вечной жиз­ни, – в непрестанном бы сокрушении и печа­ли был, избегая всякого греха, и всячески ста­рался бы и воздыхал и молился Богу, дабы му­ки избежать и вечную жизнь получить, – что на истинно кающихся примечается. Но, к своему бедствию, не верит и так Бога истин­ного лживым делает. Не верующий Богу пред­ставляет Его лживым (1 Ин 5:10).Также, когда слышит в Святом Писании, что Бог, будучи праведен, воздаст всем по де­лам их, – благо творящим добро, а зло творя­щим зло, – не внимает и не верит тому. Ибо, если бы верил, непременно бы уклонялся от всякого зла и старался бы творить всякое доб­ро, надеясь от Бога обещанное добро полу­чить и от зла избавиться. Если же человек ему что обещает, то верует тому, потому что видит то, что он обещает, и боится того, чем грозит, ибо перед глазами его предстоит. Бог обещает и грозит, но он не верит, потому что не видит того, что обещает и чем угрожает, и так хулит Бога. Поэтому неверие тяжкая есть хула на Бога и корень всякого зла.5) Бог наш есть высочайший Благодетель, создал нас, питает, одевает, сохраняет нас, солнцу повелевает на нас сиять и дожди посы­лает, дома и покой нам и прочие блага Свои подает, – и не любим Его, а раздражаем и сильно огорчаем Его. Человека-благодетеля, который не своим, но Божиим добром благо­творит нам (ибо все добро – Божие), любим и благодарим, но Бога благодетеля, Который своим добром всегда и каждую минуту снаб­жает нас, так что без добра Его и минуты про­жить не можем, – не любим и не благодарим, но, наоборот, оскорбляем и прогневляем. Та­кова наша к Богу неблагодарность!6) Святое Писание, как благоприятное послание, через пророков и апостолов послал нам, в котором волю Свою святую открывает нам, и, как светильник, нам, во тьме неведе­ния пребывающим, постановил, и, как врачебницу, ради исцеления немощей наших по­дал, и, как хлеб духовный, питающий души наши, и как источник живой, прохлаждаю­щий нас, даровал нам, – но все это презира­ем, и слова Его, и Его Самого не любим, но, наоборот, раздражаем.7) Единородного Сына Своего ради нас в мир послал, чтобы благодатью Его спасались, что является верхом всех благодеяний, но мы, как посланного Сына, так и пославшего Отца не любим, не благодарим Его за такое великое дело Его. Какая большая может быть неблаго­дарность? Поэтому само небо и земля, все святые Ангелы и избранные Его вознегодуют на нас за такую нашу неблагодарность, если не обратимся к Нему с чистым покаянием, сожалением и сокрушением сердца.8) Бог весьма желает и алчет и жаждет на­шего спасения, так что и Сына Своего Едино­родного ради нашего спасения не пощадил, но предал Его за всех нас (Рим 8:32). Но мы нерас­каянной нашей жизнью Его спасительной во­ле противимся и так весьма Его оскорбляем. Такая наша слепота, развращение, злость и такая тьма и ожесточение объяли сердца на­ши! Что Бог мог сделать более для нас, если и Сына Своего ради нас не пощадил? Но мы всей этой Его благодатью пренебрегаем. Так нас сатана уязвил! Так помрачил тьмой своей! Так ожесточил злобой своей!