Собрание сочинений, том 5

На суде человеческом только внешние дела судятся, а на том суде и тайные помышления.

На суде человеческом только злые дела су­дятся, – на том суде и за праздное слово люди дадут ответ (Мф 12:36).

Если и за праздное слово должно там воз­дать ответ, на что же надеются те люди, кото­рые душу и тело свое оскверняют нечистотой; те, которые проливают слезы вдов и сирот; те, которые крадут и похищают чужое добро; те, которые языком своим, как мечом, секут и убивают ближнего своего; те, которые хитрят и обманывают людей; на что надеются и дру­гие беззаконники, которые нечестием, как хлебом, питаются. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по де­лам его.

Христиане, род избранный! Видим первое пришествие Христа Бога нашего, увидим и второе, как Он Сам обещает: Се гряду скоро, и прочее. О первом возглашали миру его святые пророки, как бы так говоря: грядет, грядет Христос в мир, – и пришел; о втором возгла­шают нам учителя церковные, всегда повто­ряя: вот идет, вот идет Христос опять в мир, – и неожиданно явится!

Первое пришествие Его было тихим и смиренным, а второе будет скорым и слав­ным, ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет при­шествие Сына Человеческого (Мф 24:27).

В первом пришествии мир видел Его стра­дающим и умирающим за наши грехи, а во втором увидит сидящим на престоле славы Своей, и судящим за грехи грешников, и воз­дающим каждому по делам его.

Сейчас Он говорит грешникам: Покай­тесь, – а тогда скажет: Отвечайте Мне!

Сейчас призывает к Себе грешников: При­дите ко Мне, – а тогда скажет нераскаянным грешникам: Идите от Меня (Мф 25:34, 41). Куда? В огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его.О, как страшно это слово! Грешники бед­ные! Еще день тот не пришел, еще Судья долготерпит нам, не желая никому погибели (2 Петр 3:9), еще ожидает нашего покаяния, еще не судит нас, еще милость являет всяко­му кающемуся и молящемуся.Покаемся же и мы, дабы получить от него милость, и сподобиться стать по правую Его руку в пришествии Его, и услышать от Него всеблагоприятный глас: Приидите, благосло­венные Отца Моего, наследуйте царство, уго­тованное вам от создания мира (Мф 25:34). Аминь.Слово двенадцатое. О том жеОбличу тебя и представлю пред лицом твоим грехи твои.(Пс49:21)Страшно и это слово, возлюбленные! Об­личу тебя и представлю пред лицом твоим гре­хи твои. Ибо и это слово Бог великий говорит. Кому? Грешнику, как выше в том же псалме написано: Грешнику сказал Бог. О чем гово­рит? О том, что Он обличит грешника за все его грехи и все его беззаконные поступки пред лицом его представит. Где? На всемир­ном суде, где будут все святые Ангелы и собе­рутся все люди, жившие от начала и до конца мира. На том всемирном собрании обличится всякий грешник, и его бессовестные и бого­противные поступки предстанут перед ним, и всему миру явлены будут.Обличу тебя и представлю пред лицом тво­им грехи твои. Ты, грешник, то и то делал: ес­ли ты видел вора, то спешил вместе с ним, и с прелюбодеями сообщался, уста твои умножали злословие, и язык твой сплетал коварства; сидя (в собрании), на брата твоего ты клеветал, и сыну матери твоей полагал соблазн (Пс 49:18-20).Грешник! Ты разоряешь закон Мой и от­вергаешь слова мои совершенно, и думаешь, что все это останется без наказания и Я не взыщу с тебя за это? Чем нечестивый прогневал Бога? Тем, что сказал в сердце своем: «Он не взыщет» (Пс 9:34). Нет, нет, не так будет, как ты беззаконно мечтаешь и льстишь себе. Я за все, что ты ни делал, взыщу, и все твои безза­конные дела, слова, помышления, начина­ния, замыслы и поступки представлю пред тобой. Вот ты, грешник, то и то мыслил и за­мышлял, то и то делал и говорил, и так закон Мой вечный и нерушимый разорял, и слова уст Моих, святые слова, презирал и попирал.Обличу тебя и представлю пред лицом твоим грехи твои. Блуднику и всякому сквернителю представятся все его скверные мечтания, сло­ва, взгляды и дела, где и когда их совершал, и с кем нечистотой смешался.Злобному представится, кому и чем на­вредил, кому и когда ядом отравленную чашу подал, и так жизнь его или отнял или сокра­тил; кого и перед кем своей клеветой обессла­вил, и так был причиной его бесчестия, поно­шения, поругания, посмеяния, печали, и про­чего.Вор и расхититель увидят перед собой все свои воровские дела, тайно, или явно, или об­маном сотворенные. Каждый из них увидит, где, и что, и у кого нагло похитил, или ковар­но присвоил, или тайно украл.Беззаконный купец увидит, как товары бессовестно продавал и людей обманывал; как гнилые вещи за хорошие, и дешевые за дорогие, и одни вещи за другие продавал; сколько воды в вино мешал, сколько раз и за какой товар большей цены, чем он стоит, тре­бовал, и так бессовестно поступал. Вот ты то­го и того, в такое-то время в продаже своих товаров обманывал, и так против совести сво­ей поступал, и более почитал свой скверный прибыток, нежели заповедь Мою, которая гласит: Не кради.