Собрание сочинений, том 5

О, благость и человеколюбие несказанное явившегося Господа! О, блаженство тех, ради которых их Бог и Господь пришел и явился им!

Блаженны очи, видевшие Бога во плоти, и уши, слышавшие Божественные слова Его, чего многие пророки хотели видеть, и не виде­ли, и слышать, и не слышали (Мф 13:17)! Бла­женны и мы, хотя этими грешными глазами не видим Его и этими ушами не слышим пресладкого голоса Его, но веруем пришествию Его. Особенно же блаженны невидевшие и уве­ровавшие (Ин 20:29). Блаженны мы, так как ради нас Бог наш к нам пришел, Бог, уподо­бившись людям, к людям пришел, и пришел ради людей. Он пришел грешников спасти, значит, и нас, ибо и мы в числе грешников. Он пришел взыскать погибших, значит, и нас, поскольку и мы были в числе погибших. Бла­гословен Бог, Который пришел грешников спасти и погибших взыскать!

Открыли для нас это сокровище спасения очевидцы, которые видели Его, и слышали Его, и беседовали с Ним, и жили и общались с Ним, и осязали Его, и ели и пили с Ним, и пребывали в напасти с Ним, слышали, как Он проповедовал святое Евангелие и царствие небесное; видели, как по земле ходил, и из го­рода в город и из селения в селение перехо­дил, утруждался, чудодействовал, прокажен­ных очищал, слепых просвещал, мертвых вос­крешал, и прочие вышеестественные дела творил; видели, как Он ради нашего спасения страдал, умирал, и умер, и был погребен, и воскрес из мертвых, и как вознесся на небо, видели.

Эти очевидцы согласно нам проповедали: О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, – о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, и прочее (1 Ин 1:1-3). И еще: мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бо­га Отца честь и славу, когда от велелепной сла­вы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволе­ние. И этот глас, принесшийся с небес, мы слы­шали, будучи с Ним на святой горе (2 Петр 1:16-18; Мф 17:5; Мк 9:7).

Истину эту, очевидцы и достоверные сви­детели ее, не только словом и чудесами и раз­личными знамениями, но и кровью своей, и различным страданием и смертью своей ут­вердить не усомнились. Верно и всякого приня­тия достойно слово (1 Тим 1:15), которое не один, не два, не три, но многие очевидцы со­гласно проповедали, и не только проповеда­ли, но и знамениями и чудесами подтверди­ли, и крови и душ своих не пощадили. Рас­суждай об этом, брат, в этом поучайся, в этом стой, мужайся, крепись, и хулителям и без­божникам, которых уже не мало является, за­граждай уста, и молись, чтобы нам, не видев Бога, явившегося во плоти ради нас, возлю­бить Его всем сердцем, и доселе Его не видя, но веруя в Него, радоваться радостью неизречен­ною и преславною, достигая наконец верою на­шею спасения душ (1 Петр 1:8-9).

Спасайся!

Письмо второеИстинно и праведно ты отвечаешь: вели­кое человеколюбие Божие то, что Он Сам пришел взыскать и спасти (Мф 18:11) челове­ка. Здесь можем праведно возгласить извест­ное слово Псаломника: Господи, что такое че­ловек, что Ты открылся ему, или сын человечес­кий, что Ты помышляешь о нем (Пс 143:3)?Дивное создание Божие – человек! Создан не так, как прочие вещи. О всех вещах написа­но: сказал Бог, – и было; повелел, и – создалось (Пс 32:9). О человеке не так, но что? Сотворим человека. Так триипостасный Бог советовал; как бы некое великое дело намереваясь сотво­рить, Бог говорил: сотворим человека. Какого человека? По образу Нашему и по подобию со­творим (Быт 1:26). Великой и высокой честью почтен был человек Создателем своим при со­здании, так что выше и быть не может. Все тва­ри – свидетели всемогущества и премудрости Божией, но человек, кроме того, образом Божиим почтен и особенным советом Его сотво­рен. Познаем, брат, первобытное наше благо­родство, достоинство и преимущество.Когда сие дивное создание Божие из-за лукавства змеиного и своего преслушания обесчестилось и погибло, – чего оплакать не можем, – благость Божия снова явилась на нем, снова почтила его чудесно, снова пре­вознесла его. Как? Сам Бог, Создатель его, пришел взыскать и спасти его. Не послал Ан­гела, или Архангела, но Сам вступил в дело сие, Сам в плоть человеческую облекся, и на земле пожил, и пострадал, и умер за человека. Видишь благость Божию, видишь и достоин­ство человека. Сам Бог ради него, погибшего, пришел, так что чем более обесчестился чело­век по хитрости змеиной, тем еще более по­чтен и превознесен Создателем своим.Слава Богу, благоволившему так! Слава Богу, пришедшему спасти нас! Да будет слава Господня вовеки!Поклонимся Богу, пришедшему спасти нас грешных, и истинной верой и благодар­ным сердцем почтим Его: обратимся от твари к Творцу нашему и от суетного мира к Богу нашему, и возлюбим Его, и поищем Его, и по­служим Ему чистым сердцем, дабы не явить­ся неблагодарными.Спасайся.