Собрание сочинений, том 5

Да разве тебе нечем кормиться, кроме качелей? Думаю, что и, кроме них, доход имеешь. Если же более и более хочешь собрать, то берегись, чтобы то страшное Божие слово и тебя не коснулось, которое сказано некоему богачу (у святого евангелиста Луки в главе 12-й ст. 20-м написано [24]). Прочитай ту притчу и рассуждай.

Если послушаешь и уничтожишь качели, лучше и своей душе, и другим сделаешь, а ес­ли не послушаешь, делай как хочешь. Вера наша научает нас, что Суд Христов будет, на который все соберемся, и апостол Павел Ду­хом Божиим написал, что мы ничего не принес­ли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем до­вольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу (1 Тим 6:7-9).

Спасайся во Христе, брат и друг.

Ваш доброжелатель искренний, недостойный епископ бывший Воронежский, Тихон.

Июня 20 дня 1769 г. Задонский монастырь.

Я написал это, желая и тебе, и обществу пользы. Если я ложно слышал, что ты качели сделал, то тебя сие не касается, а меня прости, может, и ложный слух принимаем; если же правда, то рассуждай о писанном.

Письмо тридцать восьмоеБратия и сестры во Христе!Ныне время терпения. Итак, потерпим ныне. Будет время утешения, и тогда изобильно утешимся. Утешит нас Господь, как мать утешает своих чад (см. Ис 66:13). Тогда заградятся уста хульные и покроет их срам. Господь да обратит их и да сотворит нашими друзьями.Ваш брат во Христе и общник в печали, Тихон [25].Письмо тридцать девятоеВидим ныне, христиане, наказывающую нас руку Божию, видим, сколько Отечество наше воздыхает и стонет от кровавой с басурманом войны: многие падают и уязвляются от иноплеменнического оружия; матери и отцы по сыновьям, жены по мужьям, братия по братии падшей или уязвленной плачут; казна истощается и оскудевает, людей становится меньше, словом, все Отечество невзгоду терпит и находится в смущении. Но к бедствию этому другое не меньшее бедствие приложилось: язва моровая усилилась, то там, то в другом месте слышится неблагополучие. Видим все это и воздыхаем, и плачем, терпим наказание.Но надобно от сердца признать, что в этом наша вина есть и неправда. Надобно, прекло­нив головы, признать и исповедаться пред Богом: У Тебя, Господи, правда, у нас же на ли­цах стыд (Дан 9:7). Праведен Ты, Господи, пра­вы суды Твои; праведен Ты, Господи, и нет не­правды в Тебе (Тов 3:2).Как посмотрим на дела наши, то увидим великий стыд наш и великую пред Богом неправду. Нарушить клятву, данную пред Богом и святым Его Евангелием, считается у нас за шутку. Судебные места, где суд Божий отправляется, торжищем и куплею сделались. Правда и правосудие с престола своего низринуты, и вместо него маммона сидит и голос свой подает. К суду без денег не ходи, ничего не найдешь. Помещику с одного крестьянина взять пять или шесть рублей в год на Украине, где хлеб дешев, а деньги дороги, за ничто почитается. За малое почитается три дня в неделю на помещика выработать, не считая других работ, с них также и подушное берется.Великая неправда и самолюбие!Обремененным такими оброками и работами откуда себе найти потребное? Откуда – потребное жене, детям и прочим домашним? Откуда хлеб, пищу, одежду, обувь и дом? Когда еще упокоятся, ибо плоть немощная? Так одни от помещиков, другие от судей неправедных и взятками развращенных стонут, и стенания их в уши Божии входят. Подобная неправда в купечестве, в крестьянстве и всяком чине. За малое или за ничто почитается обмануть, прельстить, чужое добро похитить, ложе ближнего осквернить, злобу совершать и мстить, ближнего словом уязвить и клеветою очернить или погубить.Вот наши дела! Вот наше христианство!Бог нас зовет на покаяние – мы Его не слушаем.Бог послал к нам Сына Своего спасти нас – мы Его не слушаем.