Собрание сочинений, том 5
2) Смирению, чтобы смириться под крепкую руку Божию (1 Петр 5:6).
3) Вере, ибо, чего ум наш не понимает, то всемогущая сила Его сделать может. Например, непонятно уму нашему воскресение мертвых, но Богу, Который и из ничего все создал, возможно.
4) Надежде в подвиге против плоти, дьявола и мира, и прочем, так как, чего сами не можем, то силой Его сотворим, и то искушение, которое сами не можем победить, о Нем победим. В Боге обретем силу, и Он уничижит притесняющих нас. Бог нам прибежище и сила, помощник в тяжких скорбях, постигших нас (Пс 45:2). Так апостолы, мученики и все святые Его всемогущей силой победили мир. Из этого учимся и мы не на свою, но на Его силу надеяться во всем. Ибо без Него не можем делать ничего (Ин 15:5). Требуется от нас труд и подвиг, но всякий труд и подвиг без Него тщетен.
5) Потому, следовательно, должно молиться и просить у Него, как всесильного, помощи. Да воображаем часто в уме нашем всемогущество Божие, ибо мы Им живем и движемся и существуем (Деян 17:28). И будем осторожно поступать в словах, делах и помышлениях. Будем Его трепетать, и препадать пред Ним со смирением, и за ничто себя вменим. Не будем ни в чем сомневаться, ибо все Ему возможно. Будем на Него, а не на себя надеяться, и усердно для слабости и немощи нашей от Него помощи искать.
Спасайся.
Письмо тридцать седьмое
Ныне тебе о вездесущии Божием по силе и разуму моему пишу, и как пред своими, так и пред твоими умными очами представляю. О, если бы мы всегда это свойство Божие действительно чувствовали в сердцах наших, слышали в ушах душ наших, и умными очами на него смотрели, и видели Господа нашего пред нами всегда, как пророк о себе воспел: Всегда я видел Господа пред собою (Пс 15:8), то с гораздо большим опасением жили бы, и поступали в словах, делах, начинаниях и помышлениях наших! Ибо если пред царем земным, который такой же человек, как и мы, и даже пред низшею властью, осторожно поступаем, то тем более пред величеством Божиим осторожно и со страхом поступали бы, если бы помышляли, что Бог с нами и мы пред очами Его ходим, делаем и беседуем.Вездесущие нам представляет Его святое слово: Бог наш на небесах и на земле. И далее говорит пророк: Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли во ад, Ты там; если подниму крылья мои поутру (по иному переводу: зари), и поселюсь на краю моря, то и там рука Твоя наставит меня, и удержит меня десница Твоя (Пс 138:7-10). То есть нет такого места, где бы Бог не присутствовал, но на всяком месте Он есть.Итак, пред Ним делает человек все, что ни делает, пред Ним говорит все, что ни говорит, пред Ним помышляет все, что ни помышляет, или добро, или зло.Рассуждение и размышление об этом свойстве Божием учит нас:1) Воздавать величеству Его достойную честь в словах, делах и помыслах. Если пред земной властью и пред отцами нашими плотскими благоговейно поступаем, то тем более пред очами Божиими благоговейно и со страхом поступать должно.2) От греха всякого беречься, чтобы не опечалить Его, и на себя праведный Его гнев не подвигнуть, ибо всяким грехом Он опечаливается. Бережемся бесчинствовать пред царем земным, а тем более пред Богом, Небесным Царем (должно беречься). Тяжко христиане согрешают, когда Ему, как присутствующему, не воздают достойной чести и благоговения, закон Его святой пред очами Его нарушают. Рассуждай об этом и увидишь сам.3) Надеяться на Него везде и на всяком месте, так как Он везде с нами есть, и с пророком дерзать и говорить: Если и пойду посреди тени смертной, не убоюсь зла, ибо Ты со мною (Пс 22:4).