Собрание сочинений, том 5

Спасайся.

Письма 41 – 50

Письмо сорок первое

Ныне хочу немного тебе написать о пре­мудрости Божией, или точнее, подивиться о ней. Да будет мне в том предводителем сама ипостасная Божия премудрость – Иисус Христос, Который сделался для нас премудрос­тью от Бога (1 Кор 1:30).

Премудрость Божию познаем из создания и устроения мира и дивного о нем Промысла; видим и в святом Его слове, где различно она нам представляется. Пророк поет Ему: Все премудростью Ты сотворил (Пс 103:24). Гос­подь премудростью основал землю, небеса ут­вердил разумом (Притч 3:19).

Дивное смотрение ее видим в твари: нет ничего из сотворенного, что бы не было уст­роено к надлежащей цели и пользе нашей и славе Самого Творца. Для солнца устроил Творец непрестанное течение, и приближе­ние к нам, и удаление от нас: солнце познает запад свой (Пс 103:19), – чтобы оно то ночь, то день, то утро, то вечер делало. Заходит солнце – и оставляет ночь для упокоения нам и скотам нашим. Восходит солнце – и про­буждает нас к деланию. Выходит человек на де­ло свое, и на делание свое до вечера (Пс 103:23).

Отходит от нас солнце на юг – и оставляет нам осень и зиму, и делается свободный путь через реки, озера и болота, морозом стянутые, и остается земля и земледельцы в покое. Зем­ля снегом, как одеянием, покрытая почивает, и готовит себя к произведению плодов своих, а земледельцы собирают в покое новые силы и ждут наступающей весны. Приближается к нам солнце – и делает весну и лето. Земля по­чившая, и напоенная влагой снежной, и луча­ми солнца согретая, производит плоды свои, одевается благоцветущими травами и подает нам, как мать сосцы свои чадам, вкушать бла­гости и щедрот Божиих, которыми обогатил ее Творец всех.Так устроила дивная премудрость Божия, чтобы все дивным Его созданием и устроением пользовались. Солнце высоко постановил Тво­рец, чтобы всю поднебесную просвещало. Тон­чайший воздух сотворил, чтобы солнце сквозь него на землю лучи свои испускало и птицы удобно по нему летали. Без воздуха невозмож­но животным жить, плодам расти, поэтому воз­дух к оживлению всего дивная премудрость Бо­жия устроила, а без воздуха все бы исчезло. Лу­ну сотворил для различения и познания вре­мен: Он сотворил луну для (указания) времен (Пс 103:19). Звезды сотворил для сияния в ночи и прочих причин, астрономам известных. Земля создана плотной, толстой и твердой, чтобы бы­ла обиталищем людей и скотов; плодовитой, чтобы, как мать, питала плодами своими лю­дей и скотов. Деревья насадил на земле, чтобы мы имели чем созидать дома наши и согревать их; леса и дубравы, чтобы были жилищем для зверей. Озера, реки и источники создал, что­бы напаивали нас и скотов наших. Травы на­садил, чтобы служили для врачевания немо­щей наших и для насыщения скотов наших. Огонь подал нам для устроения хлеба, варения пищи и согревания покоев наших. Так и про­чие твари устроил премудрый и благой Созда­тель наш для доброй цели; и нет такой вещи, которая не была бы создана для нашей поль­зы. Самая последняя вещь, если возьмешь ее в рассуждение, подаст тебе повод весьма удив­ляться премудрости и благости Божией, так что с пророком убедишься исповедаться Ему: Все премудростью Ты сотворил (Откр 4:11).Но Тот же премудрый и преблагой Созда­тель как премудро сотворил мир, так премуд­ро и промышляет о сотворенном мире, и все дивно к надлежащим целям направляет. Возь­мем здесь в рассуждение историю о святом Иосифе и удивимся дивному о нас Божию смотрению и Промыслу, о котором в книге Бытия и псалме 104 поминается.Позавидовали ему братья его, так как он весьма был любим отцом по причине своего добронравия. Ибо зависть всегда благополу­чию другого завидует и тогда исчезает, когда проходит благополучие его. Продали святую и непорочную душу в Египет. Сделался рабом в доме Пентефрия египтянина. Оклеветан не­повинный похотливой женщиной, и ввергнут в темницу, и сидел в узах праведный. В то вре­мя увидел сны дивные Фараон, и не нашлось никого, кто бы их царю рассудил и истолко­вал. Тогда поведали ему об Иосифе, искусном в таком деле, но заключенном в темнице. Из­вели из темницы Иосифа по повелению царе­ву, истолковал сны царю и предвозвестил прежде урожай, а потом голод. Познал и при­знал царь истинным толкование его, как и было оно истинным, уразумел, что в Иосифе Дух Божий живет и что он способен к управ­лению царством его, и поставил его господи­ном всего Египта. И собрал Иосиф довольно и преизобильно хлеба во время урожая, и про­питал во время голода не только Египет, но и дом отца своего.Об этом в Псалме 104-м так написано: И Он призвал голод на землю: всякий стебель хлеб­ный истребил. Послал пред ними (праотцами) человека: в рабы продан был Иосиф. Стеснили оковами ноги его, в железо вошла душа его, по­ка не пришло (во исполнение) слово его, слово Господне воспламенило его. Послал (за ним) царь, и разрешил его; владетель народов, и осво­бодил его. Поставил его господином над домом своим и правителем над всем владением своим, чтобы он наставлял вельмож его, как себя, и старейшин его учил мудрости.Видим здесь премудрый и дивный Про­мысл Божий о рабе Своем и о людях Своих. Братья его умышляли против него зло, но Бог это обратил ему в добро, и всем людям в доб­ро, как сам же Иосиф признал это. И сказал (братьям) Иосиф: не бойтесь, ибо я боюсь Бога; вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обра­тил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей (Быт 50:19-20).При рассуждении о премудрости Божией учимся: