Предисловия

Имея таковое установление о принятии пищи, не все усердие и надежду возлагай на один пост, но в меру и по силе своей постясь, стремись к умному деланию. И если имеешь в себе достаточно силы питаться хлебом и водой, добро есть. Ибо не укрепляют, сказано, прочие снеди тела так, как хлеб и вода. Однако не думай, что совершаешь добродетель тако постяся, но ожидай от поста приобретения целомудрия. И такой пост будет разумным, сказал св. Дорофей. Если же ты немощен, повелевает тебе св. Григорий Синаит, если хочешь иметь спасение, есть литр хлеба и воды или вина пить в день три или четыре чаши и от прочих снедей, какие прилучатся, вкусить от всех понемногу, не допуская насыщения, дабы вкушением от всего ты возмог избегнуть кичения и вместе с тем не возгнушался весьма добрых Божиих творений, за все благодаря Бога. Таково рассуждение благоразумных. Если же, вкушая всех случающихся брашен и пия мало вина, сомневаешься в твоем спасении, это есть неверие и немощь помысла. Мера принятия пищи безгрешно и по Богу на три чина полагается: воздержание, доволь и сытость. Воздержание есть когда при еде чувствуется еще алкание; доволь - когда нет ни алкания, ни отягощения; сытость - когда есть малое отягощение. А по насыщении и еще есть, дверь есть чревобесия, коею входит блуд. Ты же, сия рассмотрев, по силе твоей избери приличное, не преступая установленного: совершенным же свойственно и то, по апостолу, чтобы и насыщаться, и алкать, и во всем мощным быть.

Все это тебе, о ревнитель умного внимания, от самых подлинных в великих и святых отцов показано, и в чем состоит мера воздержания и рассудительного поста, и как преуспевать во внимании.

Примечания

Творения прп. Василия, относящиеся к прп. Нилу мы взяли из книги Г. М. Прохорова "Преподобные Нил Сорский и Иннокентий Комельский. Сочинения". Прохоров (вместе с Н. Поповым) оспаривают авторство Василия и приписывают данные тексты прп. Иннокентию Комельскому. Однако традиция (как церковная, так и историографическая) все же стоит за авторство Василия. - прим. Предание.РуНет Κ.Доб. Сорскаго К.оружія К.постыжуся К.На поле: Касіан и Великій Василій.иноцехъ К.47- Нет Κ.Нет Κ.Нет Κ.3- ничто Κ.Добротолюбие. Т. 2. М., 1884. С. 185–186.Нет К.Таковаго К.Господа Ісуса написано по выскобленному другим почерком более черными чернилами.Нет К.Добротолюбие. Т. 2. М., 1884. С. 189.Там же. С. 196.Источник не найден.Источник не найден.повсечастнымъ К.Нет К.действа К.Доб. і: «Имамъ рещи ему сице!» Ч.Нет К.устроеніе К.Доб. Всякъ бо иже по действу грехъ под адомъ есть. Но аще и восхощетъ таковой покаятися, не может единъ одолети страсти, аще и помощь имать от не- кихъ святыхъ, якоже и отцы рекоша. Сего ради присно глаголю вамъ: тщаитеся отрезати страсти прежде даже не обыкните в нихъ Ч.Доб. смущаетъ Ч.