Старец-утешитель

Вот все, о чем мы прочитали во св[ятом] Евангелии, и есть соль, которой в нас недостает, по словам о. Серафима. Если будем исполнять все добродетели, которые предлагаются в Евангелии, то не будем прес­ны. Соль означает все добродетели. Если в человеке недостает какой-нибудь добродетели, так уж соли нет. Ведь и в кушанье, что бы ты ни положила, если соли мало, весь вкус будет потерян. Соль не только придает вкус пище, но и от порчи сохраняет, мясо и рыбу пересыпают солью, чтоб не заводились черви.

16 июля 1891 г[ода].

Рудновская дача

Мы в твоей келлье окно прорубим. Ты будешь сидеть под окошеч­ком как куколка и смотреть в сад. Никто тебя не тронет. Сидеть не за­хочешь – ляг и лежи дураком. Належишься – встань, никто тебе сло­ва не скажет. Я тебе говорю: дурак, так будешь жить, что все завидовать будут. Будь покойна!

Месяца мая 1876 г[ода]

Вот ты и напиши родным, что доктор прописал тебе лечиться сосно­вым воздухом, потому ты и ездишь часто в Оптину пустынь. Ведь и я то­же доктор! Хоть не телесный, а душевный – все же доктор, и могу пропи­сывать лекарства и лечить. В Оптиной воздух очень полезный для здоровья... Вот приезжай сюда и лечись. Ходи больше по воздуху. Здесь воздух соснового леса очень здоровый... Когда идешь в скит, сколько вдохнешь в себя лесного воздуха... вот и питайся им.

Что это на тебе лица нет? или ты нездорова? Мужик привез на ба­зар свинью продавать и совсем было ее продал, да на слова покупателя: «Что это она у тебя плоховата?» – ответил: «Болезнь-то ведь не кра­сит»... Как покупатель узнал, что свинья была больная, не купил ее, и она осталась на руках у мужика.

Что это у тебя губа болит? Лихорадка обметала. В одно семейство к больному позвали доктора. Когда приехал доктор, больной не стал у не­го лечиться, сказал: «Какой он доктор, когда у самого губа болит».26 марта 1881 г[ода]Ты очень слаба. Сегодня-то еще веселей смотришь, а вчера на тебе лица не видно было. Или ты от неудовольствия? Живи проще: хочется есть – ешь, хочется спать – спи. Не притворяйся. Не выказывай весело­сти, когда ее нет.27 февраля 1877 г[ода]Молись так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешную». Ударяй на слове «грешную». Вспоминай грехи, которыми ос­корбляла Господа, и смиряйся.Действие благодати Божией и прозорливости в старце иеросхимонахе АмвросиеВ 1864 году батюшка Амвросий обличил меня в одном грехе. Не со­знавая его за собою, я отперлась. Батюшка продолжал спрашивать: «Мо­жет так, может этак, а может и так не согрешила ли?». Я ответила: «Это и за грех я не считала».Потом я в Оптиной пустыни заболела. Прихожу к батюшке, а он мне говорит: «Тебя за этот грех Господь наказывает...». Не чувствуя со­знания, пришло мне на память евангельское сказание, и из глубины ду­ши я воздохнула и подумала: как тогда фарисеям Господь открыл их гре­хи, силен и мне открыть мою совесть. И, из уважения к словам старца, я ответила: «Виновата». Как только выразила я это слово, вспомнила гре­хи и ужаснулась в своем упорстве, нераскаянности и [поразилась] мило­сердию Божию. Батюшка спросил: «А разве ты забыла: Иже бо весь закон соблюдет, согрешит же во едином, бысть в сем повинен[53]!». Я ответила: «Забыла» – и получила от старца прощение и разрешение.Беседы преподобного Амвросия Оптинского с Глафирой Ждановой21 октября 1862 годаБатюшка о. Амвросий при первом с ним нашем свидании спросил у нас всех наши имена и, повторяя каждое имя, обратил внимание на сестру мою: "Градислава! Имя-то какое хорошее... Гряди — слава!.. Смотри, береги славу, а то потеряешь — не вернешь... разлетится по лесам... Впрочем, если земную славу и потеряешь, небесную храни и береги".10 марта [18]63 [года]Будь ты Анна, будь Аннушка, не будь Анета. В Анетах пути нету! Правда это?.. (Барышню, у которой спросил батюшка: правда ли это? — звали Анной. Она вышла замуж и через полгода развелась с мужем.) Что ж она сама-то не пришла? Больна... На, вот ей письмо и четки.18 дек[абря] 1864 г[ода]