Творения

Вы рассудите, что уже вы лет отчасти пожилых, и в монастыре пожили время не малое, да и пословица есть — глас народа согласуется с гласом Божиим! Ежели сказать откровенно, м. Тавифе с Божией помощию годок–другой можно еще поискуситься и тогда на сие таинство решиться. В дополнение сего вы извольте прочитать Иоанна Лествичника, выписано моей рукой по батюшкину совету в 12–ти главках, и там увидите явственно, чтобы не отрицать Божественного звания и не извинять недостоинством, как ваша любовь. Извольте выслушать, что пишет о сем св. Симеон Фессалонитский (от главы 360–й) - на его писаниях подробных ныне вся Церковь утверждается: “Несовершенный образом сим да совершится, да несовершен и без совершеннейшаго отыдет тайно совершения образа сего. Вем бо и о сем множайших нерадящих, якоже убо и первее ко крещению косни бяху и погрешиши Ему. Но якоже не крестивыйся несть христианин — так и не совершившийся образом сим не будет монах». И еще о сем уразумеешь от учителей церкви, а паче от Василия и Григория, яже о крещении словеса их, ныне о образе сем тебе и покаянии да будут. «Не достигнет же монах быти на кончине своей, да бывает: велик бо есть сей дар, царска есть печать сия, второе есть крещение, от грехов очищает, подает благодать, вооружает и знаменает, отъемлет от врагов церкви, представляет, и друга сотворяет Его”. Да вникнем, как нам св. Симеон архиепископ Фессалонитский советует не коснеть — восприять образ монашества, т. е. схиму, и не отлагать.

А что вы скорбите, что не благодушествуете, то сия немощь нам попущена, дабы мы прибегали к твердой страже и необуреваемому пристанищу — смирению. И от таковых прохваток да познаем свои немощи и ничтожество, и да укоряем себя и окаеваем, и да не велемудрствуем о себе, что будто уже достигли пристанища и необуреваемые прибыть возможем. До конца должно жить и все продолжать учиться, как достигнуть совершенства, но на сем свете совершенства не обретется, — только Премилосердый Господь един совершен есть среди труждающихся всечестно с простотою, беззлобием и смирением, вдавшихся в Его совершенную волю и промысл, хотя и при смерти сподобляет Своими щедротами в совершенство!

А насчет слабости матушки игумении и в случае перемен, порядка и обстоятельств нам не должно смущаться — все сие состоит в руце Господа, создавшего нас и искупившего дражайшей Своею Кровию, Той всячески печется о нас и промышляет. Но мы, малодушные и младенствующие умом, от забвения и нечувствия не имея достодолжной веры, влагаем в себя помыслы малодушия и отчаяния, которые погубляют души наши. Но мы, матушка, да возверзим всю нашу печаль на Господа, и Той попечется о нас к благоспешеству. И св. Исаак пишет в 50 слове: “Аще веруеши, яко Бог промышление о тебе творит, что печалуеши и печешися о привременных плоти твоея потребах. Аще же не веруеши, яко промышление о тебе творит Бог, сего ради печешися, кроме Его, о потребе твоей окаяннейшей, еси всяк человек. А почто и живеши и жити имаши, возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает и не убоишися страха, нашедша на тя”. Да усмотрим из писаний святых и духоносных мужей, заповедавших нам совершенно предаться в Промысел и волю Всемогущего Бога, Который, яко паче чадолюбивейший Отец, печется о нас и в душевных, и телесных нуждах.

16 декабря 1828 года.

Письма к Анне Ивановне Петровской

140. Страстные помыслы врачуются покаянием и самоукорением. Проявление нетерпения перед старшими происходит от неимения смирения. Старайся хранить свои чувства. При возмущении сердца храни молчание

Страстные волны и бури чрез помыслы и сонномечтания обуревают твою душу: и во оных находишь себя виновною нерадением, леностию и прочим. Это справедливо, что вину имеешь, но во всех оных твоих поползновениях всегда приноси Богу покаяние с сокрушенным сердцем и всегдашним самоукорением, и Бог не попустит возобладать врагу твоим сердцем, только ты сама, сколько можно, сопротивляйся страстным помыслам, не допускай их до сердца, а прибегай к Богу молитвою и сознанием своей немощи. О страстных делах не имей никаких разговоров, кроме откровения матери, которое весьма было бы для тебя полезно, но я вижу, что ты пред нею закосневаешь от стыда — сие есть вид гордости.

Ты пишешь: «как грехи грехами могут быть очищены?» — в борении со страстями иногда побеждаем, а иногда побеждаемся, а покаянием врачуемся и всегда оных болезнуем.Нетерпение твое пред старшими также показывает твою немощь и неимение смирения, которого мы с тобою еще не достигли и от которого далеко отстоим. Даже при возмущении сердца храни молчание, но не злобное, а ежели видишь, что злобные помыслы тайно в тебе действуют, отойдя, помолись Богу за оскорбивших тебя и проси их помилования молитвами: старайся всегда находить в себе вину, ежели в тот раз и не была виновата, то за прежние грехи посылается укорение и для обличения нашего бедного устроения.Почитывай у аввы Дорофея главки, которые я тебе советовал, да у Иоанна Лествичника степень четвертую о послушании, в конце оной один страдалец и подвижник под именем Антиоха видел во сне себя истязаемым во 100 литрах долга, после чего, проведя в общежитии некоторое время в терпении, оскорблении и укорении, увидел во сне, что заплачено только 10 литер, тогда он более отдал себя на терпение и увидел совершенное оставление долга, — так как и мы чувствуем за собой долги пред Богом, то и должны не бегать нареканий, выговоров и оскорблений: ими не только долг заплатится, но и исцелится великая душевная болезнь — гордость — приложением сих пластырей с Божиею помощию. Там и еще есть много полезного к твоему устроению также и в других степенях о безгневии и кротости, о смирении и прочих. Находя себя против оных недостаточною, заменяй эту недостаточность всегдашним самоукорением и, коликие бы не восстали волны на твою душу, всегда прибегай ко Христу — Спаситель придет на помощь и укротит волны. Ты веруй, что Господь смотрительно устроил тебе таковую жизнь к исцелению, не отвергай ее и не ищи телесного спокойствия и мнимого мира: прежде подобает много потерпеть. Ежели будешь иметь откровение, то оное много облегчит твою брань и будешь больше иметь спокойствия, нежели сама собою.Господь да вразумит тебя и подкрепит во всех твоих бранях.Молись и за меня, убогого и усердного твоего сомолитвенника.16 марта 1829 года.Старайся хранить свои чувства, особенно зрение.