Творения

Пишешь о негодовании на тебя сестры твоей за путешествие твое к братьям и за чувствуемую тобою на нее злобу. Хотя ты и хвалишься мнимо–геройским твоим подвигом и привязанностию к братиям, но и мы не можем сего одобрить: как дерзать на такое предприятие монастырской девушке и без благословения начальницы?

Ежели бы что с тобою повстречалось противное и обитель бы понесла неприятности, — на что же дерзать. Можешь ли ты братьям подать помощь своим присутствием? Молись за них Богу и оставь на суд Его: Он праведен есть и без правды не наказует никого. Ежели они оправдаются, благодари о сем Бога и проси, чтобы укрепил впредь на путь правды. Итак, ты должна себя зазреть и примирить с сестрою своею. Хорошо, что у вас такая игумения кроткая, а другая бы иначе поступила.

Впредь не дерзай на такие предприятия, желаем, чтоб ты поумнела, а то мня быти мудра, объюродела.

25 сентября 1837 года.

160. Надобно в скорбях умиротворяться, полагаясь на Промысел Божий. Пекись более о спасении души твоей

Пишешь ты о скорби своей во братиях, но это уже не новое для тебя, — надобно в скорбях умиротворяться, полагаясь на Промысел Божий, который все действует по человеколюбивому Своему правосудию: Он силен оправдать невинность; ежели и наказует, то не без причины, и хотя не за эту вину, то, верно, за другую. Сия же творит, да спасет души их, а ты сего не разумевая, всуе мятешься и смущаешься — и тем погрешаешь. Пекись более о спасении души твоей, для которой ты вселилась в сию обитель: много имеешь плевел на ниве твоей, постарайся их исторгнуть и соделать благой плод.

Всуе труждаетесь, прося нашего благословения на приход к нам в обитель: мы никому не имеем права благословлять и возбранять, кто придет и приедет — гостиница и успокоение готовы по здешнему обычаю, что тебе довольно известно, и от других имеешь сведение.

С новоначальными сестрами да поможет тебе Господь пожить мирно по заповедям Божиим и учениям св. отцев.Желая тебе мира, здравия, спасения, остаемся недостойные твои богомольцы.6 мая 1838 года.161. Причина немирствия — нечистая совесть. Гордость и самолюбие ослепляют человекаПишешь, что тебе повстречались сильные смущения против м. Аркадии чрез ее укоризны. Ты не знаешь сему причины, но, между тем, сама ее объясняешь: ты не имеешь к ней особенной веры, а, следовательно, и не открыла чисто своей совести; показывала наружное расположение, и посему и ее сердцу извещается твоя противоположность, и надобно полагать, что некоторые случаи, может быть, доходили до ее сведения по связи оных с другими чрез их откровения. По нашему разумению, самая сия есть причина немирства между вами. Не противоречь сама себе. Говоришь: «не могу от м. отстать», — и не имеешь к ней особенной веры, какая же из сего польза? Ежели хочешь быть расположенною и пользоваться, то гордость и самолюбие все прочь откинь и совершенно себя изменяй, — страсти оные так ослепляют, что и худое считаем за доброе.Выезжать тебе мы не находим нужным, а смириться — потреба.Желая тебе мира и здравия душевного и телесного, остаемся недостойные твои богомольцы.