Творения

8.4 203. С терпением тецем на предлежащий нам подвиг

8.5 204. Да дарует Господь исполнить назначение во благоприятном устроении

8.6 205. Господь, яко источник любви, да вознаградит вас

8.7 206. О поездке старца в Москву и Тверь. Добрые дела трудами о Господе созидаются

8.8 207. В какой монастырь больше зовут, в том мало толку бывает

8.9 208. Кто начнет нудить себя, повинуясь преданиям святых отец и отсекая свои хотения, тому Господь дарует смирение, изгонит гордыню и с оною прелесть. Господь всегда полезное для нас устрояет и посылает

8.10 209. Понудим себя с упованием претерпевать находящие искушения, призывая Господа в помощь. О принятии великого Ангельского образа. О переходе в Оптину Пустынь

8.11 210. Сан начальства не причина внутреннего охлаждения. К очищению грехов и к снисканию смирения необходимы скорби. Господь ублажает тесный и прискорбный путь, а не пространный и бесскорбный8.12 211. «Многими скорбями подобает нам внити в Царство Божие» (Деян., XIV, 22). Мы должны считать себя худейшими и последними8.13 212. Да утвердит Господь в смиренном подчинении настоятелю8.14 213. Без благосклонной причины не отлучайтесь из обители8.15 214. Советую вам себя укорять, а братию умиротворять духом кротости8.16 215. Сохраняйте благую совесть, она утешит в скорбных обстоятельствах. Каждый от своих дел или прославится, или постыдится9 Письма к монаху Иоанникию9.1 1.9.2 2.9.3 3.9.4 4.9.5 5.9.6 6.9.7 7.9.8 8.9.9 9.9.10 10.9.11 11.9.12 12.9.13 13.9.14 14.9.15 15.9.16 16.9.17 17.9.18 18.10 Письма к святителю Игнатию (Брянчанинову)10.1 110.2 210.3 310.4 410.5 510.6 610.7 710.8 810.9 910.10 1010.11 1110.12 12ПредисловиеВ сборник вошли ранние письма старца Льва из Валаамского монастыря, а также составившие основную часть сборника письма, написанные от лица двух старцев к общим духовным чадам из скита Оптиной Пустыни. По своему смирению, старец Макарий ставит свою подпись всегда после старца Льва.Главная цель настоящего сборника — сохраняя по возможности живой слог старца, донести до современного читателя душеспасительные и поучительные наставления, содержащиеся в письмах старца, то духоносное, что может помочь в жизни каждому христианину.Составители сочли возможным давать текст писем с купюрами. Так, например, письма не содержат слов приветствия и прощания, из писем исключены места, не имеющие отношения к духовной жизни человека.К сожалению, в ряде случаев, когда из‑за плохой сохранности писем не удавалось прочесть некоторые отрывки, пришлось прибегнуть к купюрам этих мест. Однако когда смысл текста все же «угадывался», составители оставляли за собой право давать собственную расшифровку текста.Все письма имеют сквозную нумерацию, не зависящую от наличия разных лиц, которым адресованы письма старца.В начало каждого письме вынесены:— наиболее поучительные высказывания старца, которые представляют собой или собственно выдержку из письма, или выдержку, синтаксическая конструкция которой немного изменена;— название душеполезной темы, раскрываемой старцем в письме;— цитаты из Св. Писания или писаний св. отцев, используемые старцем в качестве назидания и примера. При цитатах указан их источник.Орфография тем, вынесенных в начало письма, максимально приближена к современным нормам.