Письма

165. В молитве полагайся на волю Божию

(Письмо старца Амвросия).

(Начало писано под диктовку о. Амвросия)… Просишь помолиться, чтобы Господь или избавил тебя от болезни, или прекратил бы дни твоей жизни, а более желаешь последняго. Скажу тебе на это, что лучше и полезнее полагаться на волю Божию и молиться так: Господи, яко же веси и яко же хощеши устрой о мне полезное по воле Твоей Святой. Разве ты не читала, что ответил старец брату, вопрошавшему его, от чего душа моя желает смерти; от того, ответил старец, что ты избегаешь скорби, и не знаешь, что грядущая скорбь гораздо тяжелее здешней. А другой старец сказал, что если бы ты знал будущий покой и будущее мучение, хотя келлия твоя была бы полна червей, так что ты стоял бы в ней по самую шею, ты терпел бы сие, не разслабевая (Ав. Дороfея поуч. 12). Поэтому лучше предадимся воле Всеблагого Господа, да устроит он о нас полезное.

Отчаяваться в милосердии Божием ни в каком случае не следует, приводя в пример Евангельскую блудницу, разбойника и мытаря, покаявшихся и получивших прощение от Милосердаго Господа… (Приписка о. Анатолия): это батюшка сам продиктовал тебе в ответ на твое письмо. А я, грешный, тебе писал недавно. Теперь же подтверждаю батюшкины слова, желая тебе спасения.

К игумении N.

166. О послушнице, впавшей в недоумение и о бывшем при о. Макарии случае

Ваше Высокопреподобие, всечестнейшая и досточтимейшая матушка N!

Письмо Ваше с двумя рекомендациями юных послушниц читал. И о той и о другой батюшку вопрошал. Пишу им обоим по письму. М. батюшка не велел оставлять молитвы Иисусовой. А упрямую Е. обвинил; она, говорит, сама виновата: зачем она принимает помыслы. Эти помыслы тоже, что хульные, их не должно слушать, а отвергать; в этом и весь секрет; а она сама скорбит, а диавола слушает и доверяет ему, будто он что‑нибудь может сделать. Я ей все это говорил, и она было укрепилась, а теперь опять закачалась. И по этому предмету батюшка рассказал мне случай, бывший при бат. Макарии. Жил у нас о. П… Он тогда принимал не хуже Е. подобные помыслы. Бат. Макарий однажды пробрал его и выгнал от себя. О. П., не ведая причины, за что бат. Макарий разсердился, все разсказал бат. Амвросию, который от себя обратился к старцу и выразил ему удивление: почему о. П. так сражается с помыслами – и все виноват и попал под гнев. Бат. Макарий ответил: «за то, что я велел ему не внимать помыслам и отвращаться от них, а он все продолжает их слушать»……Душевно желая всем вам мира, утешения, радости о Воскресшем Господе пребываю с истинным высокопочитанием и преданностью.Недостойный И. А.Письма к А. Н.167. Воюй со страстишками30 Октября 1879 г.Мир тебе, С.! Божия послушница! Все ли ты здорова? Все ли ты по–прежнему сердишься? И воюешь ли с своими страстишками? Воюй, воюй, будешь добр воин Христов! Не поддавайся злобе и не увлекайся немощами плоти. А в случае поползновения спеши к Врачу, вопия со Св. Церковью, нашею Матерью: «Боже, сопричти мя разбойнику, блуднице и мытарю (разумеется, кающимся) и спаси мя». И ведай, пред Богом кающийся грешник любезнее, чем самомнящийся праведник. И потому берегись осуждать!