Письма

173. Духовной жизни сразу не научишься

27 Ноября 1888 г.

Мир тебе и благословение Божие! Ты скорбишь, что плохо живешь. Если так, то есть надежда исправления. А что ты не такова, какою быть должна, это не дивно: ты пришла учиться духовной жизни. Ведь и простую азбуку, небось, не сразу поняла, а эта наука высокая. Ей не сразу выучишься. И великие угодники Божии – Василий Великий, Григорий Богослов, Тихон Задонский и многие, многие отцы – все они не сразу просияли. Учись. Терпи и жди милости Божией. Ты боишься? Это ребячество. Оно пройдет. Прочти у св. Иоанна Лествичника степень «о страховании». Любить родных можно, но умеренно. «Аще кто любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин». Прочти в той же книге вторую и третию степени. Глаза береги. «Аще око твое соблазняет, изми е». Господь повелел. Борьбу себе навлечешь, если не будешь беречь глаз и языка.

Учись быть кроткой и молчаливой–и будешь любима всеми. А ракрытыя чувства тоже, что ворота растворенныя: туда бежит и собака, и кошка… –и гадят. Епитимию нельзя не исполнять. Сам архиерей от нея разрешить не может. Сочти, сколько не исполнила, и дополни. Пятисотицу справляй, но прежде – епитимию.

От чтения отпросись, а то потеряешь глаза. А со временем и от усидчивой работы, если глаза будут болеть. Спасайся, сестра!

174. Борись мужественно с диаволом

2 Апреля 1890 г.

Поздравляю тебя, сестра о Господе С., с светлым праздником Воскресения Христова! «Воскресения день, просветимся людие! От смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог приведе». Страшно, и после этого находятся безумныя, которыя не хотят видеть сей благодати. Не радуются, что их возвели от земли к небеси, от греховной жизни к святой! Даже и молодая послушница С. находит причины быть в отчаянии. А кажется, кому бы и благодарить Бога, как не тебе. С юных лет Господь привел тебя в лик избранниц своих; монастырь Он указал тебе самый удобный ко спасению; не лишил тебя близости к старцам, и все тебе мало, грустно. Обратись к Божией Матери и говори Ей: «Ты, Владычице, привела меня в избранное твое стадо, ты и упаси меня. Ты могла Марию Египетскую спасти, ужели меня не сможешь?»Диаволу очень злобно, что ты избегла его когтей, он хотел с тобою расправиться, как и с роднею твоею расправился. И вот ему и завидно, и от своих демонов стыдно, что упустил жертву, и молоденькая девочка перехитрила его. Все это его раздражает, и он борется с тобою, жаждет поглотить тебя, но не сможет. Ибо Сам Господь сказал: «болий есть, иже в вас, нежели иже в мире». Т. е. Иисус победитель ада и диавола больше князя мира сего. «Надеющийся на Господа, яко гора Сион, не подвижется во век». И так, оставь детское малодушие: дело идет серьезное – о душе твоей, о безконечном царстве, которое потерял враг твой диавол. Все небесныя силы смотрят, как ты борешься с князем мира сего и умоляют Вседержителя помочь тебе. Ей, поможет, только не унывай! Близ Господь! «Ныне празднуем смерти умерщвление, адово разрушение, инаго жития вечнаго начало. И играюще поем Виновнаго, Единаго Благословеннаго, Отцев Бога». Мир тебе! Мужайся, и да крепится сердце твое!Письма к А. О.175. Одобряет в решении поступить в монастырь27 Августа 1881 г.Мир тебе и благословение Господне, А.! Пишешь, что мамаша и дедушка рады твоему желанию поступить в лик преподобных мудрых дев. И я радуюсь и утешаюсь твоим желаниям. Да и как нам не радоваться о тебе, когда такому делу радуются даже Ангели на небесах? Блажен, его же избрал и приял еси, Господи! Особенно в юности! А что касается речей миролюбцев – их оставь. О них Господь–самая вечная любовь–сказал: остави мертвыя погребсти своя мертвецы. Им не дано разуметь тайны Царствия; от земли их радости и наслаждения – в землю с ними и отыдут. А ты, хотя юная и слабая, но по любви к тебе Отца Небеснаго и сама того не ведая, познала и возлюбила жизнь ангельскую, Богоподобную, и ждет тебя жребий святых и веселие вечное! Что ты слаба и неопытна, не унывай; сам твердейший камня Павел учит: сила моя в немощах совершается. Ты ли, девочка, посмеешь мыслить, что сама собою что можешь сделать? Бог–помощник нам! Если живущую в миру он не оставил тебя, а научил искать вечных истин (чего мудрецы мира сего и понять не могут), теперь ли Он оставит тебя, посвящающую Ему всю свою жизнь? Не усумнись. Бог любит тебя гораздо больше, чем ты думаешь. И лучший тому знак: ты грустишь, когда идет дело о мирском, и радуешься, когда говорят о духовном. Откуда ты этому научилась? Бог вложил искру в сердце твое. Смотри же, не угашай ее! Боязнь твоя естественна. И с много пожившими в монастыре это бывает. Муж неискушен, неискусен. Тебя мать оставляет на год испытать способность к монашеству; да как же ты испытаешь, не видя монастыря? Не лучше ли этот год испытания провести с пользою в монастыре? Спасайся, А.! Да благословит тя Господь от Сиона – и узриши благая Иерусалима!176. Не пожив в монастыре, не научишься монашеству