Просветитель

Кто может установить время Богу? Кто может вопрошать Бога, безначального, неизменного, присносущного, бесконечного, о Котором Священное Писание говорит: “Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья… Он есть Тот, Который восседает над кругом земли”(Ис. 40, 22.), Он есть тот, Кто сотворил землю, словно ничего не значащую, Кто “сотрясает поднебесную от основания, но столпы ее не поколеблются”[45], Кто “запретит морю, и оно высыхает”(Наум. 1, 4.), Кто “бездне говорит: “иссохни!”(Ис. 44, 27.), пред Кем вся тварь приходит в смятение, боится и трепещет (Ср.: Пс. 32, 8.). Только ты один вопрошаешь и говоришь: “Тысяча пятьсот лет прошло, а второе пришествие задерживается, хотя апостолы писали, что Христос родился в последние времена”.

Послушай и о том, почему святые апостолы говорили, что Господь родился в последние времена. Ведь Он не пришел на землю родиться ни в первую тысячу, ни во вторую, ни тогда не пришел, когда увеличились преступления заповедей Божиих и люди осквернили землю убийствами и кровью, прелюбодеяниями и блудом, отчего Господь навел потоп и погубил всех, и лишь немногие спаслись. Не пришел Он и тогда, когда люди стали делать идолов и вместо Создателя поклонялись твари. Когда же прошло пять тысяч пятьсот лет, Господь пришел спасти нас. Потому святые апостолы и сказали, что Господь родился в последние времена.

Нигде в святых книгах, ни у апостолов, ни у пророков, ни у святых отцов не говорится, что второе Христово пришествие будет тогда, когда минует тысяча лет или две после первого Его пришествия. Сам Господь наш Иисус Христос сказал в Святом Евангелии: “Никто не знает, ни Ангелы небесные… но только Отец”(Мк. 13, 32.). Согласно с этим писали и святые пророки и апостолы и святые отцы наши.

Даже если бы Бог возвестил нам в Священном Писании или кто-либо из святых апостолов или пророков сказал, что пройдет тысяча или две тысячи лет после Воскресения Господа нашего Иисуса Христа и тогда будет второе пришествие, и если бы прошло то время, а второго пришествия не было бы — и тогда недопустимо рассуждать об этом и вопрошать Творца и Содетеля всяческих. Ибо человеколюбивому и душелюбивому Господу Богу Вседержителю свойственно терпеть наши грехопадения и не желать нашей погибели во грехах, но всех вести к покаянию.

Так, о Ниневии Он говорил, что город погибнет, — и тот не погиб, но благочестие победило осуждение (Иона 1, 2; 3, 1 — 10.). И о Езекии завещал и сказал ему для домашних его, что он умрет и не будет жить (4 Цар. 20.), — и он не умер. И об Ахаве сказал: “Наведу на тебя зло”, — и не навел (3 Цар. 21.).

Упоминая об этом, мы не говорим, что Господь лжет, но хотим показать, что преблагой Господь покоряется Своему человеколюбию.

Ведь и ниневитяне, будучи варварами и не зная Священного Писания и страха Божия, не отчаивались о своем спасении и не говорили: “Бог повелел, Царь установил, и как может это быть иначе?” Но все пришли к покаянию и вскоре отвратились каждый от своего греховного пути и от неправды в делах своих, говоря: “Кто знает, может быть, Господь пожалеет, и внемлет мольбам, и отвратит свой гнев и ярость, и мы не погибнем”. Ияувидел Бог по делам их, что они отвратились от своих греховных путей, и пожалел Господь о напастях, которые обещал им.

Когда же прошли указанные три дня и Ниневия не погибла, они не вопрошали Господа, не стали говорить, что слово Его не сбылось. А мы, названные чадами Божиими, святым народом, нося Христово имя, вопрошаем и допытываемся, говоря: “Почему задерживается второе Христово пришествие, ведь уже пора ему быть?”О злой и лукавый обычай! За великое человеколюбие Владыки мы оказываемся врагами Его и за неисчислимое Его к нам милосердие убегаем от служения. Да не говорится лишнее в церкви Божией; да прославляется умение принимать на веру; да не выпытывается то, о чем не сказано.Если мы начнем выведывать неизведанное, то погибнем, как и ниневитяне, которые спустя некоторое время забыли милость Божию и вернулись к прежнему злу. И был послан к ним от Бога пророк Наум, но они не поверили его проповеди, надеясь, что пророчество его не сбудется, как не сбылось Ионино.Смотри, что говорит о них пророк Божий Наум: погибнет Ниневия водами пресными и огнем подземнымя(Ср.: Наум. 1, 8 — 10.). Так и случилось: озеро, находящееся в окрестностях города, затопило его, и огонь, пришедший из пустыни, сжег его верхнюю часть. Поверив проповеди пророка Ионы, они были спасены; когда же проповеди пророка Наума не поверили, тогда погибли окончательно.И если бы после Христова пришествия минуло пять тысяч пятьсот лет, — столько же, сколько прошло и до пришествия Его, — и тогда не позволено было бы говорить и вопрошать об этом. Ведь ты, будучи человеком, не знаешь своего собственного естества: как ты появился, и сколько лет продлится твоя жизнь, и какой будет кончина. Самого себя не зная, как можешь допытываться о Божественном? Если бы ты стал вопрошать земного и тленного царя и говорить: “Почему ты делаешь не так, как мне кажется нужным, или делаешь не так, как я считаю необходимым?”, — разве не принял бы ты горькую муку, как дерзкий, злой, гордый и непокорный раб? Ты же дерзаешь допытываться у Царя царствующих и Творца и Создателя всего, пристаешь к Тому, Кто весьма крепок, весьма премудр и силен, как говорит Священное Писание: “Преисподняя обнажена пред Ним… Он распростер север неизреченно… повесил землю ни на чем. Он заключает воды в облаках Своих, и облако не расседается под ними. Силою Своею Он устроил море и разумом Своим Он выстлал дно его… Столпы небес… ужасаются… Его, и Своим повелением Он умертвил змея-противника”[46]; “луне повелевает — и та несветла, и звезды нечисты пред очами Его; и как быть чистым рожденному женщиною? ибо человек есть тление, и сын человеческий — червь”(См. Иов. 25, 5, 4, 6.); ад — дом его, и тьма — постель его, и отец его — смерть, мать же и сестра — тление [47].Как ты, червь и тля, смеешь говорить: “Долго нет второго пришествия, а уже пора ему быть”? Как можешь ты устанавливать срок Владыке и Создателю, о Котором написано: очи Господни яснее солнца в сотни миллионов раз, и следят за всеми путями человеческими, и видят все тайное [48], Он определяет число дней и сроки жизни, Он внушил страх всякому живому существу, дал человеку разум и искусство, проник оком Своим в сердце его, показал ему великолепие дел Своих.Не говори: “Скроюсь от Господа и среди множества людей останусь неузнанным, и кто вспомнит обо мне, — что такое душа среди бесчисленной твари?” Ведь небо небес и бездна и земля, горы и основания земли трепещут и трясутся в страхе пред Ним. Ты же бесстыдно извращаешь смысл Писания и провозглашаешь безумно: “Вот уже тысяча пятьсот лет прошло после Христа, а второго пришествия Его всё нет, хотя уже пора ему быть”.