Письма преподобного Антония, старца Оптинского

Старцы наши поздравляют Вас с грядущим светлым торжеством преподобного Пафнутия Чудотворца, которое желают Вам и встретить, и совершить в духовном радовании и утешении и в добром здравии. Равно и в святой обители светло празднуется память преподобного Пафнутия Чудотворца, и бывает великое стечение богомольцев, так что и из отдаленных мест пешеходно приходят сюда на праздник его, и наиболее из простолюдинов, которые более высокородных благоговеют тому.

27 Апреля 1854 г.

Приблизился день светлого торжества в святой обители Вашей, Рождества Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы! Почему с приятным удовольствием своего сердца поспешаю предстать пред святое лице Ваше с моим всеусерднейшим поздравлением, которое чрез сии скудные строки и приношу Вам, дражайший батюшка, с желанием из глубины души, чтобы Господь Бог во грядущее торжество исполнил сердце Ваше радости и благодатного утешения, и благословил Ваши благие намерения, и сохранил Вашу дражайшую жизнь до самой маститой старости во здравии и благоденствии, за молитвы Богородицы и преподобного Пафнутия Чудотворца!

В минувшие лета и я недостойный, по милости и по любви Вашего Высокопреподобия, имел утешение — светлое торжество святой обители Вашей — праздновать вкупе, но ныне не имея той возможности, не возбраняю себе переноситься к Вам мысленно в приятном мне воспоминании о Вас и о всей святой обители Вашей, по слову Давидову: и останок помышления моего спразднует Ти. Взаимно прошу Вас, батюшка, воспомянуть и о мне немощном и многогрешном во святых молитвах своих пред Христом Спасителем нашим и пред Пречистой Его Матерью, и пред преподобным угодником Их Пафнутием чудотворцем.

Давно не имел удовольствия слышать о Вас ничего, а посему усердно желаю, чтобы строки сии нашли Вас в совершенном здравии и спокойствии душевном. Что ж касается до меня, то по милости Божией и за молитвы молящихся о мне, доселе живу и движусь, но здоровьем похвалюсь пред Вами, которое день от дне во мне; ибо к болезни ног открылась еще левой руке моей, от которой с трудом могу надувать на свою голову; впрочем в их усматриваю я к себе особенную милость иных смерть посекает вдруг, а у меня сажает члены болезнию, делая свободу правою рукою креститься и языком говорить: не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене, вонми в помощь и спасения моего! А далее, всего себя возлагаю богатый и спасительный промысл о мне неключимом, и на Ваши святые молитвы.

31 Августа 1854 г.

Слава Богу, что книжечки Афонского старца доставили Вам удовольствие, я так и надеялся; ибо и сам (получил), читая, душевное утешение и пользу, особенно при описании святогорских старцев, в числе блаженного старца отца Аникиты Князя, а посему и возымел желание поделиться назидательными книжками, которые если бы и товароведы прочитали, то может быть некоторые и образумились бы; но то сожалительно, что убеждений не приемлют, произволяя умереть в неведении своем.

Что касается до моего убогого житья-бытья, то я как чую, — почти безпрерывно хвораю; в прошедшии пять раз нападала на меня лихорадка, да при новом годе страдал от ней два раза, а первой раз едва не до горячки доведен был ею; но Господь помиловал меня; а раны на ногах почти совершенно закрылись; не знаю, что будет дальше? Впрочем, болезни претерпеваю я без малодушия, и живу, как Козьма и Демьян, не только без сребренников, но и медницы не имею при поясе, и не желаю иметь; ибо, по Милости Божией и по милости Отца настоятеля, всем необходимым снабжен я, а излишнего или прихотливого я сам никогда не прошу, и не желаю иметь; время свое провожу между делом наиболее в чтении, и столь много благодушен я и покоен в своем духе, что кажется и Всероссийские Митрополии наши таким спокойствием в высоком сане своем не обидуют, каким я малейший; опасаюсь только одного, чтоб и мне подобно Евангельскому богачу не услышать: восприял еси благая в животе твоем! Вот Вам, батюшка, краткий очерк теперешнего моего житья-бытья; но горе будет мне, имевши толикое благоденствие и свободу от всех дел, если не спасусь я!24 Марта 1856 г.Жизнеописание Шевского старца Парфения читал и я, но с великим огорчением; ибо увидел я в ней себя, что я только одно голое наименование монашества имею на себе, без добрых дел. Сочинил эту историю Киевской духовной академии Ректор о. архимандрит Антоний, а поправлял ее во многом, сам Митрополит.8 Октября 1856 г.Порадовался я о том, что Вы заботливо занимаетесь поправлением ветхостей по обители своей, и по подворью в Москве. То же самое и о. архимандрит Никодим в своей обители делает; равно и мой духовный старец, батюшка отец архимандрит Моисей, безпрерывно каждый год то старое возобновляет, то вновь воздвигает строения. А мне, неключимому рабу, нечем похвалиться пред Вами, кроме умножившихся немощей; ибо телесная храмина моя год от году все ветшает, которую по давнему жилищу моему в ней, хотя ежедневно подкрепляю я, то ястием, то питием различным, то медицинскими средствами подпираю иногда: но как ветхое ни подкрепляй, как ни подпирай, все оно более и более ветшает, и к совершенному разрушению сближается!.. И когда это с моей храминой телесной случится, тогда окажите Вы, батюшка, милость к бедной и безответной моей душе, да не препрена будет воздушными мытари!29 Июня 1858 г.Вы, достопочтеннейший батюшка, в письме своем ничего не упомянули мне о состоянии здоровья своего; но за то от видящих Вас слушал я, что Вы заметным образом немоществуете, ибо лице человека как зеркало, выказывает болезненность, которой прикрыть нельзя; о чем сердечно и соболезную я, и всегда молю Господа Бога о Вас, чтобы обегчил недуги Ваши, и подкрепил силы Ваши в несении креста, или тяжкого бремени — начальствования в святой обители, возложенного на Вас; ибо не точию должно настоятелю носить немощи немощных, но и спасает их, а потом еще и отвечает за них пред Богом; а ныне братия такая: о спасении души им и не говори, а иначе наживешь себе от них беды!