Моя жизнь во Христе

1585. Святителю Отче Николае, моли Бога о нас. На каком основании мы просим молитв за себя святых, и действительно ли они молят за нас, и действенна ли их молитва за нас? Сам Бог прямо изъявил Свою волю некоторым людям, не имевшим к Нему близости, людям грешным по преимуществу, чтобы они просили о себе помолиться людей Божиих; наприм., Авимелеху, взявшему жену Авраамову, было повелено просить Авраама, чтобы он помолился об нем; Иов молился, по явному откровению воли Божией, о друзьях своих; молились Моисей, Самуил, Илия, все пророки; Сам Господь, по человеческому естеству Своему, молился Отцу Небесному о Петре и всех учениках. Святые заслуживают быть ходатаями о нас к Богу по своим добродетелям, по своим заслугам, как угодники Его. Если на земле справедливость требует, чтобы известный человек, близкий к Богу, помолился о других (наприм., священник о людях), то отчего и не на небесах? Все святые живы у Бога и для нас: видя в Боге ваши нужды, сочувствуют нам и готовы, по нашим молитвам, помогать нам. Для чего по нашим молитвам, а не иначе? Для того, чтобы нас же утвердить в вере и подвиге молитвенном. Да еще: для чего и живые хотят, чтобы другие, нуждающиеся в их помощи, просили их?

1586. Как диавол во мгновение уязвляет душу приражением к сердцу какого-нибудь противозаконного пожелания или неправедного помысла, так Бог и Его Ангел хранитель оживляют мгновенным притоком святых желаний и помышлений. Надо быть внимательным и благодарным Господу за Его духовные дары света.

1587. Что значит ежедневное призывание святых — в каждый день различных — в продолжение всего года и всей жизни? Значит то, что святые Божии, как братия наши, только совершенные, живы и недалеки от нас, слышат нас и всегда готовы помогать нам, по благодати Божией. Мы живем с ними вместе — в одном дому Отца Небесного, — только на разных половинах: мы на земной, они на небесной, и для нас и для них есть средства проникать друга к другу; для нас молитва веры и любви, для них — духовная их природа, всегда готовая к деятельной помощи по любви, которою проникнуты их души.

1588. Вера подается человеку Духом Святым, — оттого никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым [1 Кор. 12, 3]. — Духа Святого открыл нам Иисус Христос, Духом Святым зачавшийся и родившийся, Духом возраставший и укреплявшийся, Духом изгонявший бесов, Духом Святым воскресший. — О Духе Святом проповедовали Апостолы, мученики, преподобные святители, и весьма многие запечатлели кровью учение о Святой Троице.

1589. Я — немощь, нищета, Бог — Сила моя. Это убеждение есть высокая мудрость моя, делающая меня блаженным.

1590. Един живот и истинная сладость моя, пища и питие мое — Христос. Так говори врагу, прельщающему тебя сладостью брашен и жалеющему их для других. По св. Макарию, нужно радоваться, что они истребляются другими: чрез это меньше бремени на душе и легче восходить ей на небо.

1591. Когда приходят христиане в церковь молиться Богу, то оказывается, что у них не один, а много богов и много кумиров (и таким образом грешат против первой и второй заповеди): иная или иной сам себе кумир самолюбия: где чье сокровище, там его и сердце [Мф. 6, 21; ср. Лк. 12, 34]).

1592. Как дыхание свое ты заимствуешь из воздуха и в воздух же опять его выпускаешь — так что ты всегда в воздухе и окружен им и он тебя проникает, — так и душа твоя — от Бога и в Бога опять возвращается, так что ты всегда в Боге и окружен Им со всех сторон и наполнен Им внутренне, как воздухом. Потому и сказано исполняйтеся Духом [Ефес. 5, 18].1593. Как ежеминутно ты дышишь воздухом, так ежеминутно мысленно бываешь или с Богом или с диаволом, смотря по тому, каков ты по внутреннему расположению. Что воздух для тела, то Дух Божий для души: как из воздуха вдыхаешь нужные для питания тела твоего начала, так от Духа Божия вдыхаешь в себя благие расположения и мысли.1594. Я читаю Евангелие: тут не я говорю, а Сам Господь; Он, Он Сам в этих словах. Ведь Он Дух, премудрость или бесконечная ипостасная мысль; Он-то, Он в этих чудных мыслях и словах Евангелия. Только слово — наше, человеческое, или лучше и слово — Его же: а мысль, сущность его, истина — Сам Господь. Так же точно я вижу, например, образ Спасителя или крест Его: опять тут Он Сам — вездесущий мой Господь, — в этом лике или на этом кресте, как в слове Евангелия; образ Его на иконе или на кресте только внешний вид, а сущность — Он Сам — везде и во всем и чрез все являющийся, особенно чрез образы и знамения, на которых наречено достопоклоняемое имя Его или самый образ Его. Так Он и в священническом крестном рукоблагословении является с силою Своею и как бы Сам благословляет. Очень важно священническое рукоблагословение. И обыкновенное крестное знамение наше имеет также силу Божию, только делай его с верою. — Так везде Господа можно обрести и осязать.1595. Аще семь раз падет, и семь раз покается, глаголя: каюся, — остави ему [ср. Лк. 17, 4; Мф. 18, 21, 22]. Знает Владыка, как Сердцеведец, что люди склонны к весьма частым падениям, и падая, часто восстают, потому и дал заповедь — часто прощать грехопадения; и Сам первый исполняет Свое святое слово: — как только скажешь от всего сердца: каюся, — тотчас прощает.1596. Все Евангелие есть Евангелие Царствия, к которому предназначаются христиане, и как бы единое обетование (все притчи, все пророчества, чудеса); послания апостольские подробнее раскрывают обетования христианской надежды.1597. Да приидет Царствие Твое, т. е. Твое совершенное воцарение в наших сердцах.1598. Я по телу земля и пепел, а душа моя живет и покоится только Богом. Он и светлость мысли моей, и крепость сердца моего, собственно я — ничто.