Разные сочинения

Высота неба непостижима; земли же широта и долгота необъятна; моря глубина неизмерима; святых же чудеса неисчетны и недоведомы. Сих же святых чудного жития начало следующее, как и в старину было сказано.

39. О Святителе и Чудотворце Спиридоне

Во время Первого Вселенского Собора, после долгих философских исследований и сильных доказательств, когда Отцы Собора продолжали спорить и сопротивляться на словах одному эллинскому философу, тогда преподобный Спиридон Чудотворец, епископ Тримифунтский, скорбя и сожалея по поводу сопротивления эллина, попросил Священный Собор, чтобы дозволено было ему поговорить с философом, и, после долгой просьбы, получив дозволение Собора говорить с философом, он так просто с великою тихостью и с уважением спросил его: „Веруешь ли, уважаемый философ, что один есть Бог, Создатель и Управитель всего?"И когда философ ответил: „Верую, честный отче", — преподобный опять спросил его: „Веруешь ли, что премудрейший этот Создатель имеет и Слово живое, Себе единосущное, Которым Он и сотворил все?"И когда тот исповедал и это, преподобный опять говорит ему: „Веруешь ли также, что Он имеет и Дух единосущный и присносущный Себе, и что Он есть, как мы и веруем в Него, един Бог в трех ипостасях и в одном существе и естестве и Божестве? Его Слово мы, научаемые и просвещаемые боговдохновенным писанием, проповедуем и исповедуем Богом совершенным в Своей ипостаси, и что Он в это последнее время соделался совершенным человеком, для спасения рода человеческого. Веруешь ли сему, господин философ?"На это философ, как бы какой благопокорный ученик, ответил: „Верую всему этому, честный старче!"Тогда преподобный говорит ему: „Зачем медлишь и не принимаешь бани пакибытия во имя Отца и Сына и Святого Духа, чтобы тебе омыть свои грехи и чтобы, исполнившись Святого Духа, большее этого узреть и большему научиться?"Тот ответил преподобному: „Да будет так, как ты велишь, честнейший старче!"И когда он так сказал и пошел вслед преподобного в церковь, чтобы принять святое крещение, то некоторые ученики его, смутившись внезапною его переменою, стали его укорять, как оказавшегося побежденным так скоро одним неученым старцем. Тогда он на это сказал им: „Не удивляйтесь сему, любезные друзья мои!

И если вы хотите послушаться моих полезных для вас советов, то приступите и вы, и идите со мной вслед сего старца и просветитесь просвещением божественного разума посредством святой бани пакибытия".

40. Слово о хранении умаЕсть животное струфокамил (страус), находящееся в странах ливийских, величиною с собаку, имеющее крылья кожаные, тело голое, без перьев, ходит, но не летает, яйцо приносит большое, белое и очень гладкое, которое церковники, обыкновенно, вешают в церкви под паникадило—не для красоты, а для назидания: ибо этим они учат нас, чтобы мы свои мысленные очи, то есть ум, всегда с прилежным вниманием имели устремленными к Самому Создавшему нас преблагому Богу, если, действительно, желаем сделать души свои плодоносными, а не бесплодными, подражая этой птице, которая, положив яйцо свое против себя, неуклонно устремляет к нему свое око и непрестанным взиранием своим оплодотворяет его; если же по какому‑либо случаю отведет от него свое око, то оно загнивает и цыпленок в нем не зачинается. 41. О птице неясытиПтица неясыть похожа на журавля, питается она змеями, гнездо свое устраивает на высочайших камнях, или на столпах и деревьях, охраняя детенышей своих от змей; ибо змеи по естеству враждуют против них, и когда родители птенцов вылетают из гнезда для добывания пищи, тогда ядовитая змея, проникнув в гнездо, убивает их. Если же нельзя будет ей доползти до гнезда, то выбирает другое место или высокое дерево, стоящее близ их гнезда, и дышит на них по ветру своим ядовитым и горьким дыханием и этим способом убивает их. Когда же прилетят те, кои их вывели, самец или самка, и увидит их мертвыми, то становится над ними с распростертыми крыльями, и клювом своим начинает бить себя в грудь, пока не потечет оттуда кровь, которая, падая каплями на мертвых птенцов, оживляет их. Толкование: Птица эта служит образом Христа Бога нашего; умерщвленные птенцы ее означают нас, язычников, умерщвленных ядом злоначального мысленного змия, а змий означает диавола, уязвившего нас, биение в перси и кровь истекшая служит образом страстей Христовых и Его животворящей Крови, чем мы верующие исцелились и ожили, по пророческому слову, которое говорит: «язвою Его мы ecu исцелехом» (Исаии 53, 5).