Разные сочинения

Когда Творец миpa на огненном небе создал ангелов, тогда создан был и тот ангел, который был выше всех и о котором пророк говорит: «кедри не быша выше его в раи Божии, певги не сравнишася высоте его, кипариси не быша равни ветвем его, всяко древо райское драгое не уподобися красоте его» (Исаии 14, 8)—настолько прекрасным сотворил его Бог, и поставил его начальствующим над многочисленным легионом ангелов. Этот же увлеченный гордостью, превознесся и сказал: «выше звезд небесных поставлю престол мой» на Севере, «буду подобен Вышнему» (Ис.14, 13. 14) и тотчас отпал вечного благословения вместе с своими легионами, которые стали диаволами, будучи названы так от падении вниз, что и обозначается словом: диавол. Об этом сказано: «Како спаде с небесе денница восходящая заутра? Сокрушися на земли» (Исаии 14, 12), — от среды каменей огненных ниспал тот, кто был воспитан в раю сладости, —поражен смертью и ниспал вниз. По этой причине и Христос в Евангелии Своем говорит: «видех сатану яко молнию с небесе спадша» (Лук. 10, 18). Это—тот самый Левиафан, о котором говорится в книге Иова (главы: 40 и 41). Но так как он всюду является существом не новым, то здесь мы рассудили сказать о нем вкратце. Исидор в сочинении своем: „Отимологиарум"написал, что на еврейском языке его называют: веемот, что по–русски значит: бессловесное животное. Ибо дух лукавый—полон нечистоты и скверны, поэтому Бог в самом начале свержения его обратил его в бессловесное животное, то есть, в змию сгибающуюся; а как он непомерно велик, то назван драконом. Его разумеет Давид, когда говорит: «cиe море великое и пространное», и далее потом прибавляет: «змий сей, егоже создал ecu ругатися ему» (Пс. 103, 25. 26) и прочее. Назван же он Левиафаном, что значит, по словам Исидора: змий из воды. Читается в записках блаженного Брандина, что когда этот святой плыл по океану, то видел его на дне океана как сверженного и заключенного там повелением Божиим до самого дня судного, при чем видел, что длина и широта его удивительны. Потому он признается изгибающимся и находящимся в этом мор, что в море миpa сего диавол действует изгибающимся лукавством, стараясь уловить души окаянные. Это тот самый Левиафан, который соделался змием, который с самого начала своего свержения, завидуя славе прародителей наших, дерзнул войти в рай сладости и, идя прямо, как человек, омрачил прародителей наших своими темными искушениями и страстью неповиновения, и они стали безбоязненными преступниками заповеди Божией, почему и отпали славы райской, как и тот отпал за свою вину небесной славы. Хотя и читается обе этом в начале книги Бытия, по Моисееву преданию, так: «Змий же бы мудрейшим всех зверей сущих на земли, ихже сотвори Господь Бог», который (змий) и сказал жене: «что яко рече Бог» и прочее (Быт. 3, 1)

Из этого священного Писания нам верным известно, что Левиафане тот, то есть начальствующий над диаволами, свержен с высоты небесной и, или сам стал змием, или вошел в змия, чтобы лукавыми искушениями своими ввергнуть в вечное падение жалких наших прародителей и их потомство. Сказанного здесь достаточно для познания Левиафана.

44. Приточное применение плодовитого дерева к молодому отроку, по пословице: „Родивший сына не умер".

Посредством четырех некоторых благоприятных обстоятельств всякое плодовитое дерево всегда хорошо развивается и приносит прекрасные плоды трудящемуся над ним садовнику. Это, во–первых, тучная и разработанная земля, во–вторых—сходящий свыше благовременный дождь, в–третьих—благотворная теплота солнечная и в–четвертых—опытный садовник. Если не достанет чего‑либо одного из сказанного, то дерево не развивается и не приносит плода. Под плодовитым деревом мы разумеем малого отрока; под тучною землею—послушливый его нрав и сильное расположение к учению; под дождем—сходящую свыше росу, о которой говорится: «роса, яже от Тебе, исцеление им есть» (Ис. 26, 19), это — содействие Святого Духа; под солнечною теплотою разумеем осенение Солнца правды, совершаемое по мере исполнения спасительных Его заповедей. Кто сподобился иметь такое плодовитое дерево, тот воистину блажен в трудах своих; о таковом справедливо говорится: „Родивший сына не умер".

45. Семь степеней человеческого возрастаМладенец до 3 лет, детище до 6 лет, ребенок до 9 лет, отрок в 12 лет, юноша в 20 лет, муж в 30 лет, старый в 50 лет. «Даждь часть седмим, даждь и осмим» (Еккл.11, 2), то есть, семи степеням, это настоящему тленному житию, даждь и восьмой, то есть, восьмому будущему веку соответствующие духовные дела.46. Сказани е о Сивиллах, сколько их было.Сивилла Халдейская, которая называется также Еврейскою и Персидскою, и имеет особое имя Самбефа и считается происходящею от колена блаженного Ноя; она пророчествовала о деяниях Александра Македонского; о ней пишет Никанор, который написал жизнь Александра. Она много написала пророческого о Владыке Христе и о Его пришествии, книг ее имеется 24, в которых повествуется о каждом народе и о всякой стране. Да будет же тебе известно, что Сивилл было в разных странах и в разное время, числом десять. Первая— Халдейская, которая называется и Еврейскою, и имеет особое имя «Самбефа» 2–я—Либисса, 3–я—Дельфийская, 4–я—Италийская 5–я—Ерифрейская, которая предсказала о Троянской войне, 6–я—Самосская, которая имеет особое имя „Пифо", и о которой написал Эратосфен, 7–я— Кимейская, которая называлась также и „Амальфея"и „Герофила", 8–я—Геллеспонтская, 9–я—Фригийская, 10–я— Тибуртинская, она же и „Альбунея". И ни одна из них не была родом из южных стран, то есть, эфиопляныня и царица эфиопская. Все они писали свои книги по эллински, то есть, по–гречески; царица же южская, которая была при Соломоне, вовсе не именуется Сивилла, и никаких пророческих книг ни на каком языке не писала. Мне кажется, что солгал тот, кто это о ней написал. Начало стиха: „О треблаженное древо"принадлежит не Сивилле какой и не царице южской, но составлена эта похвала Животворящему Кресту блаженным Косьмой, творцем канона, который так назвал cиe древо потому, что им совершены три величайшие победы: ибо Крестом вся сила вражия и прелесть сокрушены, им смерть умерщвлена и проклятие уничтожено, а также и потому, что на нем пригвоздился плотью Един Святыя Троицы. Поэтому справедливо Косьма назвал святое крестное древо „треблаженным".