Догматические сочинения

А что звездочетской бесовской науке помогает сво­ими внушениями сатана, и ими она существует,—этому неопровержимый свидетель есть Августин Иппонский, который в первой главе толкований на миробытие гово­рит так: „Хотя астрологи часто дают истинные предсказания о будущем, однако это происходит не столько от небесных знамений, сколько от тайного внушения сатаны, чему иногда, незаметно для себя, подвергаются человеческие умы, и таким образом эти предсказания происходят сообща, от соглашения с диаволом." Этим ясно показал блаженный сей отец, откуда происхо­дит бесовское сие учение, и что диавол открывает последователям звездочетской науки то, что случится им когда-нибудь предсказать истинно, что бывает по внушению демонов. Кто же из христиан, истинно, а не лицемерно верующий, согласится когда-нибудь получить знание такого сатанинского обмана и войти в собеседование с бесами? Разве только тот, кто пребывание с бесами предпочитает вечной жизни. Слыша блаженного Августина, говорящего о звездоблюстителях, что они часто предсказывают будущее, не поколебайся по этой причине умом, и не подумай, что они уже всегда и во всем истинствуют, но помни, что этот святой отец говорит, что они большею частью приобретают сие при помощи сатаны, а не от одних небесных знамений. А этими словами блаженный сей отец ясно показал, что христианам следует отвергнуть и возненавидеть такое бесовское учение, и что не должно верить таким предсказаниям, и никак не говорить, что эта способность предсказывать, которую некоторые имеют, происходит от небесных знамений, ибо мнение, что небесные тела наперед показывают истину о будущем, есть ложь и заблуждение. По учению блаженного Иоанна Дамаскина, будущее и ангелам неизвестно, а только что Бог им откроет и повелит предсказать, а потому и сбывается то, что они говорят. Предсказывают и бесы, предусма­тривая иногда задолго вперед имеющее случиться, иногда и угадывают; но большею частью лгут, а потому не сле­дует им верить, хотя иногда и сбываются их предска­зания. Будем остерегаться кваса фарисейского, то есть, горького и кислого бесовского учения лживых звездочетцев, ибо они, по словам блаженного Августина, большею частью находятся под влиянием бесов, а потому, если и случится им когда предсказать правду о человеческих страданиях, не будем им верить, как по­велевает нам блаженный Иоанн Дамаскин.

Устыдимся же стольких и таких, исполненных бла­годати Христа Спасителя, учителей и проповедников и не будем почитать бесовское учение более учения Церкви. Убоимся правдивого и истинного поношения, коим Апо­стол укоряет галатов, поработивших себя соблюдению правил закона, говоря им так: но тогда убо, не ведуще Бога, служисте не по естеству сущим богом; ныне же по­знавше Бога, паче же познаны бывше от Бога, како возвращаетеся паки на немощные и худыя стихии, имже паки свыше служити хощете? Дни смотряете, и месяцы и времена и лета. Боюся о вас, еда како всуе трудихся в вас (Гал. 4, 8—11). Кто же такие те, которые велят наблюдать за днями, ме­сяцами, временами и годами, как не злочестивые звездоблюстители, которые альманахом пугают относительно каждого дела, так что доверяющие им не смеют шага шагнуть, если предварительно не справятся в нечестивой книге—„Альманахе", в каком положении находятся планеты. Таковые оставили в пренебрежении Священное Писание, которое говорит, что все дни седьмицы устроены Создателем добрыми, и что Создатель благословил и освятил седьмой день прекращением всех дел Своих; они же, скверные, делят дни на злые и добрые, а седь­мой день в особенности признают злым, тогда как Бог освятил его и установил оный, как праздник святой и уважаемый для бывших под законом. Эти же недугующие злочестием, далеко отринув от себя всякий страх Божий, святотатски похитили его у Бога живого и приписали обманывающей их планете Кроносу (Сатурну) и считают его злым и злотворным. Также и третий день отделили Марсу, называя эти дни злыми и утверждая, что в них не следует ни начинать никаких дел, ни путешествовать, так как владеющие этими днями планеты противятся тому, чтобы дела, начатые в эти дни, приходили к доброму концу. О, какое нечестие! Какое неистовство! Те дни, которые всех Создатель Бог благословил и освятил есть день седьмый, скверные астро­логи злословят и оскверняют, как будто они выше Бога. И тогда как Священное Писание взывает, говоря: и виде Бог вся, елика сотвори, и се добра зело (Быт. 1, 31),— скверные астрологи, вооружаясь против Бога, называют их злыми и пагубными, присваивая им наименование зодиаков и планет, из коих одни считают благотвор­ными, и о тех, которые рождаются под ними, утвер­ждают, что над ними сбудется все то; что свойственно этим планетам,—хотят ли они этого или не хотят. И таким образом, человека, сотворенного по естеству благим и самовластным, признают невольно порабощенным влиянию планеты, под которою родился, хотя бы он этого и не желал. Кто это узаконил? Или кто из свидетельствованных Богом святых мужей преподал это? Или, лучше сказать, кто из святых не осуждает этого? Почему третий день злополучен? Чем можете вы это доказать? Каким священным писанием? В особен­ности же, каким образом созданное после может владеть тем, что было прежде? Не в четвертый ли день созданы великие светила и остальные звезды? Как же созданная в следующий день обманчивая и льстивая планета Марс сделала злотворным третий день, ко­торый Создателем был сотворен благим и благотворным? И не только в этом обличаются они, как нечествующие, но и в том, что неложный Господь обещал блаженному Ною, то есть, что более потопа в мире во веки не будет, сказав ему так: и поставлю завет Мой с вами: и не умрет всяка плоть ктому от воды потопныя, и ктому не будет потоп водный, еже истлити всю землю (Быт. 9, 11). И несколько далее вторично говорит всещедрый Господь: и не будет ктому вода в потоп, яко потребити всяку плоть (Быт. 9, 15). И тогда как Созда­тель всех дает праведнику такие многократные удостоверения,—эти, как бы знающие нечто лучше Бога, в сво­ей лживейшей книге „Альманах", дерзостно поместили положительное слово, говоря, что будет по всей вселен­ной страшный потоп, который погубит всякую вообще плоть, какого не было от сложения мира. В этом слове, как бы посмеиваясь над нами, они безбожнейшим образом велеречат, говоря: воздвигните главы ваши, о люди христиане, и уразумейте. Говоря же так они ясно исповедуют о себе, что они—не христиане, как пишущие и говорящие вопреки Священного Писания. Спра­ведливо и благовременно сказал им некто: как не стыдитесь вы так открыто и нагло противоречить боговдохновенному писанию? Если вы христиане и хвалитесь христианством, зачем примешиваете к нему то, что не имеет с ним ничего общего, мудрствуя по еллински? Если же вы предпочитаете христианскому учению вавилонское беснование, то зачем вы напрасно называ­етесь христианами? До каких пор будете прикрывать волка овечьей шкурой?

Оставьте же, хотя поздно когда-нибудь, упрямство и научитесь истине, если и не от других, то, по край­ней мере от блаженнейшего Сильвестра, папы Римского, который, подобно светилу, всю вселенную облистал сиянием своих словес.

И первый день, в который совершилось всемирное воскресение Спасителя, назвал днем Господним, следующий за ним (понедгьльник) назвал вторым, посвятив его блаженным бесплотным силам, которые суть вторые светы после Первого Безначального и Непостижимого Света; (следующей за тем, который у нас называется вторник, посвящен святому Иоанну Пред­тече). Следующий за сим день (среда) назвал четвер­тым, посвятив его Животворящему Кресту и Божией Матери. А который следует за ним (четверток) наз­вал пятым, посвятив святым апостолам; следую­щий за ним (пятницу) назвал „параскеви", то есть приготовление, который по числу есть шестой от недели, посвятив его Животворящему Кресту и Богоматери. А следующий за ним седьмой, который у евреев назы­вается суббота, то есть покой, оставил с этим наименованием и посвятил его всем вообще святым мученикам, так как их подвигами и святою кровью Святая Церковь Христа Спасителя освобождена от гоне­ний и прекратились бесчисленные ее труды и печали. И это не напрасно изобрел блаженный, но желая искоре­нить из ума верных наблюдение за планетами, что благодатью Христовою и молитвами святых Его, и со­вершилось в восточных церквах и до сих пор со­храняется всеми благочестивыми.

Все это они отвергли, предоставив сие еллинам и египтянам, повинуясь изречению Святого Духа, пове­левающего: яко да не возглаголют уста моя дел человеческих, за словеса устен Твоих аз сохраних пути же­стоки (Пс.  16, 4). И опять: не помяну же имен их устнама моими. Господь часть достояния моего и чаши моея (Пс. 15, 4. 5). Какие же это жестокие пути (от которых сохранил себя пророк), как не злочестивые учения и предания богоборных звездоблюстителей, а в особен­ности наблюдения злочестивейшего „Альманаха" касательно дней и часов и мгновений, которыми он, как бы путями какими, ведет к погибельной пропасти послушающих его и делает это не только мысленно, но и чувственно.

То, что я хочу здесь разсказать слушателям, я видел своими глазами, а не от другого кого слышал, и расскажу как пред Богом, из любви к истине. В Италии есть город славный и многонародный, который и назывался Медиолан, изобилующий бесчисленными благами, потребными в жизни, а в особенности муд­рыми и благородными людьми; в нем также процветают страннолюбие и доброта; находится он в стране, называемой Ломбардия. В этом городе был прави­тель, по латыни дукс, именем Людовик, по прозванию Моро, власть которого уничтожил знаменитый король западных французов Людовик XII. Ибо означенный дукс Людовик к прочим своим бесчисленным злодеяниям,  мучительствам и ухищрениям,  приобрел себе некоторого гадателя по звездному течению маги­стра,  именем  Амвросия  Розада,  который  считался первым между тогдашними астрологами. Этот ока­янный, своими злодеяниями и лестью вскоре так возобладал дуксом, что тот стал верить, что он вскоре сделается обладателем всей Италии, в чем уверил его Амвросий звездным гаданием. Поэтому он причинил тогда венецианцам бесчисленное множе­ство зол, восставив против них нечестивого султана турецкого Баязета, который, придя из Константинополя с сильнейшим войском, покорил себе войной некоторые области и города елладские, Модон и Корон, принадлежавшее дотоле венецианцам. И множество дру­гих бесчисленных зол причинил Италии этот дукс Людовик, который так вполне подчинился Амвросиевым колдовствам, что заказал живописцам изобра­зить себя красками на досках и на стенах спящим на левой руке, а дланию правой руки объемлющим весь мир, чем обозначалась его всеобъемлющая власть. Даже, когда нужно было садиться на коня, и если случится тут Амвросий и скажет ему, что этот час не благополучен, то он вынимал ногу из стремени, а потом немного спустя тот по астрологии дозволял ему ехать. Говорили даже, что Амвросий изготовил ему часть земли, в  которую посредством волшебного исскуства заключил какого то лживого духа, от которого дукс наперед получал извещения о будущем. Прельстившись таким образом, окаянный тот дукс превознесся умом, все дела Италии привел в смятение, сде­лался причиною бесчисленных кровопролитий и наконец оказался, как говорит известная притча, взвалившим камень на самого себя, или как говорит бо­жественное писание, падут во мрежу свою грешницы (Пс. 140, 10). Ибо король французский прислал против него войско, и все, что было под его властью, быстро покорил себе. Дерзкий же сей, который мечтал о своем единоличном владычестве и живописными изображениями объял весь мер, теперь, будучи одержим страхом и трепетом, с великим стыдом бежал в Германию к императору Максимилиану. Затем, спустя некоторое время он возвратился с войском, намере­ваясь возвратить себе власть и отвоевать некоторые го­рода, при чем явил такую доблесть: воюя против не­которого города, называемого Наварра, он был ночью на­стигнут французами, которые взяли его живым в плен и пленили все его войско. И тот, который мечтал быть единовластителем всей вселенной—увы!—был немедленно схвачен, отправлен во Францию и заключен там в некоторую крепкую башню, где позорно и скончался. Такова была кончина этого приверженца звездочетского обмана; таких благ удостоился он получить от гадания по звездам: доблесть погубил, начальства и жи­вота лишился. Ничего этого с ним не случилось бы, если бы послушался праведной Анны, которая говорит: Господь убожит и богатит, смиряет и высит. Восставляет от земли убога, и от гноища возвышает нища, по­садити его с могущими людей (1. Царств. 2, 7. 8), а не сочетание и сближение планет и зодиака и тому подобное, о чем пустословят скверные гадатели по звездам. Безумие их и лживость ничтожной их хитрости всякий может понять из того, что каждый из них, а их очень много, описывает на каждый год свои длинные рассуждения, которые и предлагает для распродажи на рынках, где все об одном и том же пишут, и нельзя найти ни одного из этих рассуждений, чтобы оно было согласно с другим. Ибо каждый, понимая по своему влияние той или другой звезды, различно описывает ее. Этого с ними не случилось бы, если бы звездочетская наука была истинна. А как основание у них не верное и не твердое, то и все происходящее отсюда—ложно.

Будучи лживы и нечестивы, как и выше сказано, зввздочетские обманы хитро украшены, при содействии бесовском, разными словами на погибель душ. Поста­раемся же всеми силами отступить от них ради щедрот Христовых и, возложив упование на Бога, от Него единого будем всегда надеяться получения благ и в этой жизни и в будущей, усердно исполняя спаситель­ные Его заповеди. Если будем их исполнять искренно, а не лицемерно, то все будет нам благопоспешно и все будет устрояться на пользу божественным Промыслом. Ибо блаженный Давид говорит, что Бог близ всем призывающим Его во истине (Пс. 144, 18). Для того он и прибавил тут слова: „во истине", чтобы показать, что это относится к тем, которые и словом и делом исполняют Его заповеди; это самое и Спаситель в святом Евангелии сказал преступающим Его заповеди иудеям: что Мя зовете, Господи, Господи, и не творите, яже глаголю (Лук. 6, 46). Когда заповеди Божии исполня­ются нами самым делом, тогда всякая благодать схо­дить к нам с неба от Отца светов, как написано; когда же они нарушаются, то немедленно посылается наказание от заповедавшего Владыки, а не от зодиаков, и планет, ибо они бездушны и глухи и не имеют никакой силы над образом Божиим, то есть над нашим самовластием, коим мы почтены были сначала. Достоверный свидетель сему—святой Иоанн Дамаскин, который говорит так: „Еллины приписывают управ­ление всеми нашими делами восхождениям и захождениям солнца, луны и звезд и их сочетаниям; мы же утверждаем, что чрез них бывают признаки дождя и бездождия, теплоты и холода, сырости и засухи, действия ветров и тому подобное; наших же дел—нис­колько; ибо мы, будучи сотворены Создателем самовла­стными, сами имеем власть относительно своих деяний. Если бы это зависело от течения звезд, то мы оказа­лись бы поступающими по принуждению в том, что делаем. А что бывает по принуждению, то не признается ни добродетелью, ни преступлением. Если же мы не имеем ни добродетели, ни пороков, то не заслуживаем ни похвал, ни наград, ни порицаний и наказа­ний. Но и Бог окажется несправедливым, подавая одним блага, а другим посылая скорби; также окажется, что Бог не имеет никакого промышления о Своих тварях, так как все совершается по необходимости; но и самое понятие о добродетели и пороке для нас совер­шенно излишне. Если нет никакого деяния, угодного Богу, то преподаваемые рассуждения о сем излишки, ибо ра­зумность дана нам для рассуждения; поэтому всякое разумное существо по необходимости должно быть и са­мовластно". Может быть кто-нибудь скажет: неужели и войны не зависят от знамений небесных тел? (На это ответим:) Разве не верно сказали мы в самом начале этого нашего слова, что из всего вращающегося на небе, будут ли то планеты, или зодиаки, ничто не служит причиною того, что находится или не находится в нашей власти, ибо дела наши управляются мановением Владыки и Его праведными мерилами, которые из­вестны Ему единому; вращающиеся же на небе планеты все—бездушны и глухи и ничему причиною не служат, ни злому, ни доброму, а только служат указанием того, что совершается помимо нашей воли в твари, по мановению Со­держащего все и всем управляющего, как то: дождей и бездождия, тепла и холода, и подобных сему случайных явлений. Окаянные же звездогадатели, не поняв, какое различие находится между причинами тех и других знамений, но коварно приняв установленные Создате­лем на пользу знамения на небе, и как бы воодушевив и обоготворив их, признали их владыками и правителями всех наших деяний и рассуждений—добрых и злых, также — славы и бесславия и подобного сему. Что же может быть нечестивее сего? Ибо кто так понимает, тот по необходимости отвергает, что все это состоит и управляется Богом Создателем, и вводит случай или какую то Имармению (судьбу), которую неправильно и неразумно допускают в управлении еллины. Если звезды принудительно влекут человеческое есте­ство к похвальным или непохвальным деяниям, то уже не имеет места вера, что Бог бдит над всем и всем управляет, и что будет испытание и достойное воздаяние по делам. Даже окажется, что Бог есть при­чина зол, тогда как Он—высочайшая Благость и Прав­да. Какой же истинный христианин, если он только не лицемерно содержит веру, дозволит себе допустить это?

Знает он, вселукавый, что посредством обмана предсказаний он легко может отвлечь нас от Бога к себе, заставив верить, что звезды владеют нашими действиями и суждениями; когда же будет принята эта вера, то нисколько уже не будем, или очень мало будем заботиться о своих согрешениях, извиняясь неизбежностью влияния звезд. При нашествии же печальных обстоятельств, обвиняем в этом Бога, как создателя зла. Поступая так, мы по необходимости должны будем лишиться заступления от Бога, и тогда уже врагу удобно будет овладеть нами и свести нас на дно ада. Сетей его да избавит нас Господь наш Иисус Христос, Спаситель и Бог истинный, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение с Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.XIX. Поучительное послание к некоторому князю о лживости звездочетства и утешительное для живущих в скорбяхКак тленному сему телу нашему приключается много разных болезней: одни—по причине некоторого неблагоприятного и неравномерного распределения входящих в состав нашего тела элементов, а другие—по особому божественному смотрению, чтобы привести нас к по­знанию и исправлению наших согрешений, так и душам нашим приключаются часто различные скорби и тяжелые обстоятельства.И это явствует из того, что божественное Писание говорит ясно о некоторых, живущих неправедно и беззаконно: обаче за льщения их положил еси им злая, низложил еси я, внегда разгордешася. Како быта в запустение; внезапу исчезоша, погибоша за беззаконие свое, яко соние востающего (Пс. 72, 18—20). Вот Писание ясно показало нам при­чину разорения и погибели некоторых, говоря: обаче за льщения их положил еси им злая, то есть беды и злые приключения. И несколько далее говорит: исчезоша, по­гибоша за беззаконие свое, а не по причине вращения каких то злотворных звезд и зодиаков, или от колеса счастья, изобретенного халдейским неверием. И опять в другом месте говорит: Господь, на небеси престол Его: очи Его на нищаго презираете, впжди Его испытаете сыны человпческия. Господь  испытает праведного и нечестиваго: любяй же неправду ненавидит свою душу. Затем присовокупляет: одождит на грешники сети, огнь и жупел, и дух бурен, часть чаши их, то есть, праведный про­тив них от Бога гнев и негодование. Но почему же все это на них попускается? Потому, говорит, яко пра­веден Господь, и правды возлюби, правоты виде лице Его (Пс.  10, 4—7), в руце же Его чаша вина нерастворена (Пс. 74, 9), то есть, чаша сильнейшей ярости и праведного гнева Божия против беззаконнующих на земле, а не изображение счастья в виде пожилой женщины, кото­рая колесом одних воздвигает на высоту славы зем­ной, а других низводит оттуда в крайнее бесславие. Писание ясно говорит: Господь убожит и богатит, сми­ряет и высит. Восставляет от земли убога и от гноища воздвизает нища. Для  чего? Посадити  его  с могущими людей, и престол славы дая в наследие им (I Царств. 2, 7. 8); а не фортуна и колесо зловерных латинян и прегордых немцев! Все эти пустословия и мудрования взяты ими у безбожных еллинов, египтян и аравитян, и от них привились они к их злочестивым понятиям. Поэтому им отнюдь не должно внимать, как мудрствующим вопреки всех вообще боговдохно­венных писаний, а напротив, если хотим быть благо­честивыми и иметь Самого Вышнего своим покровителем, предстателем и заступником в скорбях наших, то вполне правильно будет для нас возгнушаться ими и совершенно отвращаться от них. Но об этом доста­точно сказанного здесь.Как при телесных недугах и болезнях люди ожидают утешения и помощи единственно от прихода к ним и посещения врачей, которых мы прилежно ищем, и которых щедро награждаем, желая при посредстве их получить здравие, так и при душевных скорбях и злоключениях одно да будет у нас твердое прибе­жище, одно спасение и заступление, это—Сам Вышний, Сам праведный и страшный Судия, непостижимыми судьбами Которого попускаются на нас всякие скорби и тя­желые обстоятельства, по причине множества беззаконий наших, когда мы живем неправедно и беззаконно, нена­видя друг друга, когда друг друга обижаем, друг на друга клевещем и лжем. Ибо, отвергнув страх Божий, и истребив из сердец своих то, что составляет исполнение всего закона, то есть, любовь к ближним, мы, подобно диким зверям, восстаем друг против друга, желая каждый иметь всех у себя под ногами в попрание, не понимая, по великому своему неразумию, что насколько кто усиливается подняться на высоту суетной славы, настолько большему подвергает себя падению. Ибо Бог, сказано, гордым противится. Если же Сам Бог противится им, то кто в состоянии ока­зать им помощь? Позволяя себе пред святейшими взо­рами Вседержителя такие и столь тяжкие преступления, мы не должны удивляться и смущаться по причине постигших нас бесчисленных  приключений. Ведь не напрасно божественный пророк и царь сказал о некоторых беззаконновавших: услышит Бог, и смирит я Сый прежде век: несть бо им изменения, то есть избавления. И почему?— яко не убояшася Бога. Поэтому и простре руку Свою на воздаяние беззаконным зла и скорбей. Но по какой причине, о пророче? Потому, говорит, что оскверниша завет Его (Пс. 54, 20. 21), то есть, попрали святые Его заповеди; яко лукавство в жилищах их, и не оскуде от стогн их лихва и лесть (там же 16, 12); суетная глагола кийждо ко искреннему своему: устне льстивые в сердце, и в сердце глаголаша злая. Поэтому, говорит, потребит Господь вся устны льстивыя (Пс. 11, 3. 4), Ибо они, говорит, правду праведного вземлют от него, то есть, достойного помилования осудили, а нечестивого оправдывают даров ради (Исаия 5, 23). По причине всего этого, говоря словами Апостола, грядет гнев Божий на сыны противления (Кол. 3, 6), ибо всех таких дел мститель есть Бог, взывает божественный Павел. Нечто подоб­ное и худшее сего в древности долгое время позволяли себе цари и властители иерусалимские и самарянские, за что Бог, враждуя против них, предал десять колен израильских в плен ниневитянам и страну их разорил, а два колена, составлявшие царство иерусалимское (иудейское), поработил Навуходоносору, царю вавилон­скому, и страну их ниспроверг. Впоследствии тоже самое дозволили себе и в нашем греческом царстве, также и у болгар и у сербов, за что в недавнее время и нас соделал пленниками, попустив на нас праведным Своим судом жезл и оружие неверных измаильтян. И праведен суд Твой, Владыко Боже! Ты Сам наперед засвидетельствовал нам и предупредил нас чрез божественного Твоего пророка Исаию, говоря ясно так: аще хощете, и послушаете Мене, благая земли снесте; аще же не хощете, ниже послушаете Мене, мечь вы пояст, то есть, нашествие иноплеменников и частые войны истребят вас, по Моему праведному на вас негодованию. Затем присовокупляет, говоря: уста бо Господня глаголаша сия, то есть невозможно этому не исполниться. (Ис. 1, 19. 20).