Догматические сочинения
Кончину мира поспешил ты, Николай, предвозвестить, повинуясь звездам; внезапное же прекращение своей жизни не возмог ты ни предсказать, ни предузнать. Что же может быть безумнее твоего безумия? Поэтому, воистину вы—учители суетной мудрости, вы, которые думаете, что все управляется звездами, своего же несчастья не можете предузнать, как говорит Леонид: „Волхвы, наблюдающие за движением звезд! Исчезните вы, учители лжи и суетной мудрости! Вас породила смелость, воспитало безумие, но вы не можете предузнать своего несчастья.
XXII. Слово обличительное, отчасти, против латинского зловерия; здесь же и против «Альманаха», который возвелеречил, что будет всемирный потоп более гибельный, чем упоминаемый когда-либо.
Слово это просто и нехитростно,—не потому, что оно имеет цель повествовать о делах простых и мало достойных внимания, но потому, что оно назначено не для показания какой бы то ни было излишней и ухищренной мудрости, а чтобы извлечь из глубины звездного обмана неприлично погруженных в него.
Да вы и сами не знаете, что вам предстоит беда от Господа, как виновникам соблазнов. Ибо Господь ясно говорит: иже аще соблазнит единого малых сих верующих в Мя, уне есть ему, да обесится жернов осельский на выи его, и потонет в пучине морстей (Мф. 18, 6). Если соблазняющему одного верующего в Господа предлежит такая грозная беда, то что следует подумать о тех, которые соблазняют не одного и не двух, но целую Церковь, добре о Господе собранную и пребывающую, покушаются развратить и отлучить от апостольского и отеческого учения? Вы своими латинскими вредными учениями, которые придумываете из своего чрева, не боитесь развращать светлое апостольское и отцами преданное мудрование; иногда же, действуя злоухищрениями Валаама и бесовскими гаданиями по звездам, увещеваете простых людей обращаться к вам и верить вашим гаданиям о том, что должно совершиться в жизни каждого.
Но, предпослав достаточное предисловие, благовременно уже обратить слово к предположенному разумению, которое и да научит вас не мудрствовать по своему. И если слово наше благополучно попадет в цель, то—Богу слава, направляющему оное к предназначенной цели; если же не достигнет намерения и не коснется вашей мысли, то и тогда—слава Богу, подвигшему нас к вашему исправлению, хотя вы и отвергли цельбу, по причине крайнего вашего расположения к прекословию.
Говоря это, я не просто укоряю знание небесных тел, которое нужно и пригодно для настоящей жизни, как то знание круговращения, восхода и исчезновения и течения прочих звезд, по которым безошибочно исчисляются времена этого века и правильно содержится, так называемая, пасхалия; не это знание я укоряю, но чрезмерное увлечете этою наукою и излишнее испытание того, что ведомо единому Богу; также злохитрое отвлечение верующих от Бога посредством увещания их внимать положениям звезд, при чем одни из них признаются благотворными, а другие—злотворными, и отсюда заключают не только о днях и часах, но и о людях пустословят, признавая одних добрыми, а других—злыми. Это я осуждаю, признаю и называю нечестием, последуя в сем случае всем от века во благочестии воссиявшим блаженным мужам. И вы все, проповедники, последователи и теплейшие защитники всего этого, служите ближайшим доказательством того, что я не лгу, чему вы и окружающие вас служите неопровержимыми свидетелями. Непреложное обетование и завет Создателя, которые Он дал праведному Ною, вы признали как бы ложными, а поверили гаданию злочестивого „Альманаха", и не стыдясь проповедуете, что скоро по всей вселенной будет потоп более грозный, чем все прежде бывшие от века. А как это предсказание оказалось ложным и вы посрамились, то утверждаете теперь, что гадание предсказало не потоп водный, но изменение и переиначение всего существующего на земле. Однако „Альманах" ясно утверждает, что это должно совершиться посредством воды, и что прочие звезды должны собраться к Водолею и произвести такое превращение во вселенной; Водолея же вы признаете предвестником и виновником вод и дождей. Но пора уже и к вам отнести слово блаженного Павла, которое он пишет к галатам (3, 1): о, несмысленные латиняне! Кто прельстил вас не покоряться истине? течасте добре, что заставило вас отступить от истины и наблюдать за днями, месяцами, временами и годами? Но я вижу, что с вами случилось то, от чего апостол предостерегал колоссаев, и вы обмануты внешнею философиею и тщетною лестию, по преданию человеческому, по стихиям мира сего, а не по Христе (2, 8). И не удивительно. Ибо всякое значение имеет у вас Аристотель, который завлек вас, или лучше сказать, потопил вас перепатетическими силлогизмами и хитрословиями, не дозволяя вам удобно соглашаться с тем, что сказали пророки и апостолы таинственно о Высочайшей Троице. И если догмат не соответствует его хитросплетенным силлогизмам, то вы или признаете его негодным, или без всякого страха переделываете его в угоду перипатетической хитрости. Если бы не опасение, что продолжительность слова об этом предмете обременит ваше внимание, то я показал бы вам это из самых дел,— показал бы, чем руководствуясь, вы большую часть почитаемых у христиан тайн — одни совсем испортили, а другие—в угоду себе переделали, извратив весь отеческий устав. Но не подумайте, что я по этой причине осуждаю внешнее учение, которое полезно и почти всеми просиявшими в благочестии одобряется. Я не такой неблагодарный ученик этого учения, хотя и в преддвериях его достаточно еще не находился, но я осуждаю чрезмерную пытливость разума. Ибо следовало бы им благочестно проходить это учение и усваивать умом только то, что содействует к утверждению христианской веры и, как говорит божественный Павел, пленять всякий разум в послушание Христу, и во всем понуждать науку последовать евангельской истине, считая ее рабынею этой истины. Они же поступают напротив,—предали себя всецело науке, оторвавшись от истины, и во всей своей жизни следуют Аристотелю и Платону и прочим еллинским философам; ими они питаются и ими всецело дышат. Какое же отсюда происходит извращение догматов и какое злочестие, обыкновенно, рождается от того в понятиях изучающих науки,—этого не может изобразить никакое слово. Я сам—достоверный свидетель всего этого, и не как слышавший, а как самовидец того в Италии и в Ломбардии и как бывший некогда их сообщник. И если бы не помиловал меня Господь, пекущийся о спасении всех, и скоро не посетил бы благодатью Своею и не озарил бы светом Своим мысль мою, то давно и я погиб бы с находящимися там представителями нечестия. Ах, сколько узнал я в Италии людей, недугующих языческим нечестием, которые надругались над величайшими нашими таинствами! Из числа таковых некто Кобезмик Феррарский, превосходивший других внешнею ученостью, когда умирал, то говорил своим ученикам и друзьям: „Радуйтесь со мною, возлюбленные, завтра я буду почивать в Елисейских полях с Сократом и Платоном и со всеми героями"! Так был он прельщен языческим учением! Другой по нем был в Патавии, философ Сеса неаполитанский, который так возненавидел нашу веру и ее обряды, что когда шел в церковь, то говорил своим друзьям: „Пойдемте и мы ко всеобщему обману". Кто не знает Ангела Полициана, бывшего во Флоренции, который прославился всяким нечестием и нечистотою и скончался жалким образом? Другие были в других местах, исполненные всякого нечестия, которые давно воистину воздвигли бы капища идолам, если бы не удерживал их страх отлучения папой.Но следует возвратиться туда, где мы оставили слово, и показать, что вы не только обмануты Аристотелем и другими внешними учениями и отвлечены от истины христианской, но что и то самое, что вы говорите в свое оправдание, весьма достойно смеха. Ибо осмеливаясь так поступать, вы своего папу везде выставляете божественным, присвояя ему данную верховному апостолу Петру власть, и им, как бы каким страшилищем, не перестаете пугать простых людей, неправильно мудрствуя и в этом случае, как и в других. Ибо данная верховному апостолу власть, то есть, если что разрешит или свяжет на земли, то так будет и на небе (разрешено или связано), дана была также и прочим ученикам. Власть, данная верховному апостолу заключается не в том, чтобы изменять Евангелие Христово, то есть законоположение и богословие как о Нем, так и о Высочайшей Троице, но прощать согрешения кающимся и отечески устроять их спасение, не взирая на строгость положенных правил, и, смотря по устроению кающихся, сокращать или продолжить время покаяния. А чтобы не дерзать отнюдь изменять и малейшее что-либо, содержащееся в Евангелии, об этом Господь заповедал, говоря: иже аще разорит едину заповедей сих Моих малых и прочее (Мф. 5, 19). Что же, не относилась ли власть, данная верховному, и к прежним римским святителям, как то: к Сильвестру, Целестину, Льву, Агапиту, Агафону, Адриану и многих другим? Для всякого ясно, что относилась.Из них божественный Василий, ведя борьбу против еретика Аполлинария, который утверждал, что Сын Божий облекся в плоть, чуждую ума и души, и по этой причине установил для своих последователей приносить в жертву опресноки, так как соль служит изображением ума человеческого, по сказанному в Евангелии: импйте соль в себе, а квас обозначает душу, оживляющую тело; борясь против означенной хулы Аполлинариевой, божественный Василий в своих сочинениях преподал святой соборной Церкви такое правило: „Если кто приносит в жертву опресноки, да будет анафема!" Божественный же Златоуст так изъявил нам истину, говоря в слове своем о Кресте: „Древняя, говорит, мимоидоша, се быша вся нова; там ковчег, здесь—Дева; там жезл, здесь—Крест; там опресноки, здесь— хлеб". Так чрез обоих этих учителей воссияла истина? А вы что можете сказать против этого? Сказав: в древнем завете опресноки, он противоположил им хлеб, и этим засвидетельствовал, что он составляет принадлежность новозаветной жертвы. Если же вы противопоставите нам сказанное блаженным Павлом к коринфянам: очистите ветхий квас, да будете ново смешение (1. Кор. 5, 7), и опять им же: темже убо да празднуем, не в квасе ветсе, ни в квасе злобы и лукавства, но в безквасии чистоты и истины (ст. 8).—мы в ответ на это скажем вам не свое что-либо, а то, что слышали от того же отца и вселенского учителя Иоанна Златоустого, который по божественному откровению истолковал послания блаженного Павла, как это известно из истории о нем. Он говорит так: „Блаженный Павел, укорив их прежде за то, что они умолчали о дозволившем себе сожитие с своею мачехою и оставили без должного внимания такое беззаконие, советует им отселе отступить от ветхой злобы, которою они жили прежде, то есть, от скотского и мерзкого языческого сожительства, которое и назвал иносказательно ветхим квасом, по сказанному Господом апостолам: внемлите себе от кваса фарисейска, то есть, от безбожного их учения и беззаконного жития.Повелевает же им жить, назвав это празднованием, в безквасии чистоты и истины, то есть, по обычаям и нравам святых и чистых, как приличествует жить христианам". Видите ли, как понимает этот божественный отец апостольское изречение? Он нисколько не упомянул при этом о хлебе, приносимом в священнослужении, как вы превратно толкуете. Кому же прикажете нам более повиноваться: просиявшим ли в древности во всякой святыне и божественной премудрости Василию и Златоусту и прочим всем древним святым, или вам, преступившим узаконенное ими и привлекающим нас к аполлинариевой ереси? Вы не можете сказать, что опресноки суть апостольское установление. Оно ваше. А оправдание ваше в этом ясно обличается тем, что сказали святые Василий и Златоуст.Но сказанного здесь об этом достаточно для тех, которые благоразумно покоряются православному церковному преданию; ибо не следует распространять слово тому, кто стремится к своему намерению. Намерение же этого слова—обличить ваше безбожное и ложное мнение о потопе, которое вы весьма дерзко составили, вещая от своего чрева (то есть, из своего плотского мудрования). Какими известившись пророческими или апостольскими предсказаниями, о человеки, распространили вы такое хульное мудрование по вселенной? Откуда зачали вы и произвели в свет это гнусное порождение, достойное тьмы Трофониевых пещер? Не знаете ли вы, о человеки, если сколько-нибудь держитесь христианства, что не следует вам ничего сверх написанного и преданного нам пророками и апостолами и бывшими после них учителями, ни мудрствовать, ни писать, если желаете право мудрствовать в области веры? Может быть скажете: кто это узаконил?—Сам Господь наш Иисус Христос, в святом Евангелии, где, обличая саддукеев в неправильности их мудрования о воскресении, сказал им: прельщаетеся, не ведуще писания (Мф. 22, 29). Слова эти не ясно ли содержат законоположение не дерзать ничего мудрствовать более написанного? Он как бы так сказал: „Вы потому и обманываетесь, что не повинуетесь Священному Писанию, которому надлежит вам последовать во всем и от него научаться истине". Не это ли же самое приличествует сказать и вам, латинянам: прельщаетеся, не ведуще писания, ни силы Божия? Если бы вы веровали тому, что сказал Создатель всех и Владыка праведному Ною, что более во веки не будет водного потопа на землю так, чтобы уничтожить всякую плоть (Быт. 9, 11—17), и что невозможно солгати Богу (Евр. 6, 18), и что небо и земля мимоидет, словеса же Моя не мимоидут (Мф. 24, 35); —если бы вы все это знали и веровали бы сему, то не дошли бы до такого безумия. Что вы против этого скажете? Если вы убедились сказанным, то стойте с нами в истине. Или нуждаетесь в более сильных лекарствах? Но и это с помощью Божиею сделаем.Нам кажется, что держащиеся такого безумия, недугуют одним из двух: или они не веруют, что Создатель промышляет о Своих тварях, и в таком случае они безбожники; или веруют, что Он промышляет, но не о всех, а только о небесных созданиях Своих, земные же предоставил в управление зодиакам и планетам и, так называемому у них, счастью. Но и в этом случае они не избежат осуждения в безбожии, ибо безбожие одинаково содержится в том и другом.Хочет же Он всячески, чтобы все это праведно и благоразумно управлялось Его непостижимым и премудрым промыслом, а не так, чтобы насильственным влиянием звезд и зодиаков все совершалось бессмысленно и беспорядочно, как вы хулите, предполагая какую то неотвратимую силу обманывающих вас планет и зодиаков. Если бы в них была такая сила, о какой вы мечтаете, и если бы все управлялось не божественным некоторым праведным мановением, а их силою и движением наводились бы такие пагубы, как вы говорите, то все это давно бы уже погибло, будучи насилуемо неотразимым влиянием звезд. Если же, будучи вразумлены нами, скажете, что все это должно случиться божественным мановением, то дайте нам доказательства, откуда вы это почерпнули, из каких пророчеств, из каких писаний апостольских или учителей церковных. Кто после боговидца Моисея предвозвестил, что будет на земле вторичное потопление? Скажите, если имеете (такое пророчество). Но не можете указать, хотя бы и без конца потрудились.