Догматические сочинения

Еретики говорят, что Бог заповедал: не сотвори себе богов серебряных и богов золотых. На это отвечаем: Бог сказал это иудеям, которые в пустыне слили себе тельца и говорили: се бози твои, Израилю, а впоследствии воздали божескую честь Веельфегору, при Ахаве же—Ваалу, то есть Крону, при Манассии—Дию, при Иеровоаме—златым юницам, при Навуходоносоре—образу златому. И пророк о них говорит: пожроша сыны своя бесовом; оставив истинного Бога, сотворили идолов в честь скверных людей и бессловесных животных и именовали их богами. Мы же не идолов делаем, не тельцов, не юниц, но служим живому Богу и святым Его, ибо никто из любящих царя не бесчестит его хоругви.

Если все эти предметы, как мы сказали, оди­наковы между собой, то и святые иконы подобны идо­лам. Как при Ное Бог мог и без ковчега спасти его, ибо все возможно Богу, однако же устроил ему спа­сение посредством бездушной и рукотворенной вещи. Также и евреев Бог мог и без медного змия спасти от угрызений змей, но благоволил по неизреченным судьбам Своим посредством медного змия избавить их от смерти; так и нам ныне Господь и Бог наш посредством видимых святых икон и других боже­ственных предметов невидимо устрояет спасение. Ибо так Сам Он повелел и изобразил на плащанице, образ Свой, который впоследствии был отнесен в Царьград. Затем святые апостолы повелели евангелисту Луке написать на иконе пречистый Его образ и покло­нились изображенному на ней божественному Его человечеству. Евангелист Лука написал также и образ Пре­чистой Его Матери, Которая есть воистину Богородица. Если же вы, несмысленные умом, сомневаетесь, каким образом посредством неодушевленных и рукотворенных предметов могут совершаться чудеса, то знайте, что Богу все возможно. Каким образом, когда. Моисей чудодействовал, то не ему, а его жезлу сообщил Бог силу совершать чудеса, также и милоти Илииной Бог даровал Свою благодать, и ею Елисей совершил страш­ный знамения, которых не мог совершить сам по себе. Иудеи почитали пророческие и патриаршеские гробы и пере­несли из Египта кости Иосифовы. Послушаем Павла, го­ворящего о различных дарованиях духовной благодати, как сказано в Святом Писании: якоже устроих церк­вам галатийским, тако и вы сотворяйте (1. Кор. 16, 1).

Вы же, надменные сердцем, беззаконие делаете, и руки ваши сплетают неправду; не разумея истины, вы заблу­дились от чрева, глаголете лжу. Вы устремились в море мира сего, покушаясь врачевать души других, а сами, будучи одержимы недугом, не разумеете сего и тре­буете себе почитания преимущественно пред прочими. Руководясь рассуждением плотского ума своего, вы туч­неете, здравия же душевного лишены, как не сохранившие заповедей Господних. Больное око не может взи­рать на лучи солнечные, так и несмысленный не может от Святого Писания говорить правильно, ибо вместо истины он видит только одни тени, по причине своей порочности. Как с потерею здоровья заступает вместо его болезнь, так и по утрате душою родительницы добро­детелей—святой веры, вселяется в сердце враг и ослепляет душевные очи. Как аспид глухой, когда услышит обавающего (заговоры), то кладет одно ухо на землю, а другое затыкает хвостом своим, чтобы не слышать голоса произносящего обаяние, так и эти нераз­умные, по причине своего непокорства и лености, а глав­ное, по причине зависти, не слушают вразумления, а затем по причине безумного стыда держатся злого и пагубного своего учения. О безумные, достояние сатаны, внуки греха, пища прелести, тьма нечестия, наследники геенны, нечестивые гребцы законопреступника и скорые наставники друг другу в лукавстве! Вы празднуете нечестиво, рассуждаете не преподобно и, вместо прославления имени Божия, вы соделались причиною того, что оно хулится. Это ли—свет ваш пред человеки? Это не свет, а тьма. Воистину, люди сии буи и немудри. Ослепи до их злоба их; видяще не видят, и слышаще не слышат; сердце их суетно, не дает им разуметь тайн Божиих. Не малы ваши хитрости, но немощны, хотя и кажутся великими, тучными, с румяным и здоровым лицем, ибо в них нет сердца, очи больные, ноги не мо­гут ходить, руки лишены здравия, язык проворен к брани, готов проглотить, но уста замыкаются, а затем и сам предается сну. Говорит писаше: аще кто проти­вится воле Божией и учению святых его апостолов и словам нашего православного Писания, того в дом свой не приемлите, и радоватися ему не глаголите: глаголяй бо ему радоватися, сообщается делом его злым (2. Иоан. ст. 10, 11).

XXIV. Против хулителей Пречистой Божией Матери.

Все боговдохновенное писание учит и повелевает нам поклоняться и иметь во всякой чести не только пречистый образ Спасителя нашего Иисуса Христа и Пре­чистой Божией Матери и прочих честных угодников Его, но и все прочее, что, как приношение, было посвя­щено Христу Спасителю,—будут ли то богослужебные Церковные сосуды, или разные пелены для украшения и благолепия пречистого Его образа, или святого алтаря— все это должно почитать и иметь в чести, как уже причастное святыни. И это явствует из того, что Сам Спаситель сказал фарисеям, укоряя их: горе вам книжницы и фарисее, лицемери, яко глаголете: иже аще кленется церковию, ничтоже есть, а иже кленется златом церковным, должен есть. Буи и слепии, что до более есть, злато ли, или церковь, святящая злато? И: иже аще кленется олтарем, ничесоже есть, а иже кленется даром, иже верху его, должен есть. Буи и слепии, что бо более, дар ли, или олтарь, святяй дар (Мф. 23, 16—19)? И что удивительного в том, что предметы, посвященные Богу с благим произволением и по правилам церковного устава, делаются причастными святыни,—когда медные кадильницы восставших против боговидца Моисея и священника Аарона двухсот пятидесяти мужей, сообщников Корея, Дафана и Авирона, из коих одних поглотила земля живыми с их кущами и со всем имуществом, а других сжег огонь, исшедший от Бога,—когда их кадильницы, принесенные ими вопреки повеления Божия, Бог повелел Моисею и Елеазару священнику, сыну Ааронову, взять и сделать из них дщицы обложения, то есть на покрытие алтаря, яко освятишася, говорит, в душах их, и принесошася пред Господа (Числ. 16, 1—38). Это ясно и неоспоримо показывает, что всякий чувственный предмет, который в качестве орудия богослужения был посвящен Богу, становится причастным святыни и должен быть почитаем.

О, какие у них богоборные мысли и слова! О, какое ни с чем не сравнимое безумие и безверие! О, какое крайнее невежество и незнание боговдохновенных Писаний! Как не поняли они, окаянные, сказанного о Ней праотцем ее к происшедшему из Нее воплотившемуся Богу Слову: предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна, преиспещрена (Пс. 44, 10)? Какая же это Царица, преиспещренная ризами златотканными, о несмысленные и косные сердцем? И одесную Кого стоит Она? Разве не знаете горнейшего седалища Единородного, о Котором говорит родивший Его Отец: рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене; из чрева прежде денницы родих Тя; также: престол Его яко солнце предо Мною, и яко луна совершена в век (Пс. 109, 1. 3; 88, 37. 38). Там же и Царица и Госпожа всех стоит одесную Царя всех, Сына и Творца ее, моля Его непрестанно о спасении всех, приступающих к Ней с верою и твердым упованием и ищущих от Нее помощи и избавления от бед, которыми они одержимы. Но услышьте, глухие, что говорит к Ней праотец Ея: слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя, и дом отца Твоего, И возжелает Царь доброты Твоея (Пс. 44, 11. 12), то есть, несравненной чистоты и целомудрия, и непорочного девства ее, зане Той есть Господь Твой, то есть, ибо Он, Создатель и Бог ее, благоволил соделаться и ее сыном. Поэтому и поклонишися Ему, как Богу и Сыну Твоему. И дщи тирова, то есть народы, бывшие прежде идолопоклонническими, ибо таков был город Тир, впоследствии, верою во Христа и божественною банею пакибытия соделавшись дщерию Божиею, прибегнут к Тебе с дары, как к Пречистой Матери Бога их.Будучи довольна этим, Она (как говорит предание) сказала: "Благодать, пребывающая во Мне, да будет с сим изображением".Послушаем и далее тоже пророчество, насколько оно превосходно и истинно. Вся слава Дщере царевы внутрь, рясны златыми одеяна и преиспещрена.Всеми этими добродетелями украшается эта всехвальная Дщерь небесного Царя, которыми Она стоит выше всех вообще дщерей иерусалимских, как и премудрый Соломон говорит явно о Ней: многи дщери стяжаша богатство, многи сотвориша силу; Ты же предуспела и превознеслася еси над всеми. Ложного угождения и суетныя доброты женския несть в Тебе (Притч. 31, 30, 31). Эти чудные похвалы Соломоновы кому наиболее приличествуют, как не одной только Пречи­стой и Пренепорочной Божией Матери? Хотя и другие прежде ее дщери человеческие стяжали богатство и сотво­рили силу, то есть, добродетель и досточудные исправления, каковы были: Сарра, Ревекка, Лея, Рахиль, Мариам, Есфирь, Иудифь, Анна пророчица, Сусанна, Иаиль, но ни одна из них не может сравниться с Пречистою Приснодевою—Матерью Еммануила. В тех усматривалось и ложное угождение, то есть, различные внешние украшения тела ризами и уборами и натирание ароматами и тому подобное, изобретаемое замужними женами ради своих мужей, что все премудрый наименовал суетною добротою. Но относительно Пречистой Божией Матери никогда ничего такого не изобреталось, но вся слава доброты ее внутри, то есть, естественная и украшенная преподобными и бла­голепными добродетелями. Такою и столь великою сла­вою и величием богоподобной святыни является украшен­ною общая всех Царица в боговдохновенных писаниях. Да постыдятся же безумные, произносящее против Нее хулы, дерзающее умалять несравненную высоту богоподобного ее величия и с иконоборцем Копронимом уподобляющее Ее мешцу, который, говорят они, имеет великую цену, пока полон золота, когда же золото бу­дет высыпано, не имеет уже никакой цены или имеет очень малую. Подобное сему, говорят богоборцы, случи­лось и с Пречистою Божиею Матерью: пока Она носила в утробе божественного и поклоняемого Еммануила, до тех пор была свята и славна и имела великое достоин­ство; после же рождения Его, Она всех этих достоинств лишилась и стала, говорят они, такою же, как и все остальные жены. О, какое безумие и богопротивное вредословие дерзающих говорить это! Как не поняли они, безумные, сказанного: Аз рех: бози есте, и сынове Вышнего вси (Пс. 81, 6). И опять: святи будете, яко Аз свят есмь (1. Петр. 1, 16). И опять: Бог ста в сонме богов, посреде же боги рассудит (Пс. 81, 1). Если простых людей, кото­рые тщатся угождать Ему всякою добродетелью и правед­ными делами, Сам Вышний называет богами и сынами Вышнего, повелевая им держаться святыни и быть Ему подобными всякою святостью и чистотою жития, то как могла лишиться несравненной Своей славы и величества и богоподобной святыни—Та, Которая выше всех небесных сил, несравненно честнейшая и славнейшая их, Которую всю освятил осенивший Ее Дух Святый, как благовестил Ей явившейся божественный Гавриил? Но и ранее его, святой праотец ее сказал: освятил есть селение Свое Вышний. Бог посреде его, и не подвижится (Пс. 45, 5. 6). Услышьте, глухие, поймите, неразумные, и исчез­ните: Бог, говорит, посреде ее, то есть, носимый в ее утробе, как младенец; по этой причине, говорит, не подвижется, то есть не лишится славы Своей и несравнен­ной святыни, которую даровал Ей поклоняемый боже­ственный Параклит Своим осенением и девятимесячным пребыванием в Ней Бога—Слова.Если же относительно маловременных и тленных царей соблюдается этот добрый и справедливый порядок, то каким образом избранная Богом от всех родов в честнейшее жилище Царя всех, Христа Бога, Которая и по рождестве Дева, и по смерти жива,—Не слышите ли, о нечувственные, священное пение, возглашающее: „Ужасошася ангельския силы в Сионе, зряще Своего Владыку, женскую душу в руках держаща; чисте бо рождшей сынолепно провозглашаше: гряди, Чи­стая, Сыну и Богу Твоему спрославлена буди". Если же Единородный Сын ее, Иисус Христос, Сам принял в Свои руки всесветлую и всесвятую душу ее и призывал Ее, говоря: „Прииди, Мать Моя честная, наслаждайся такою же, как и Я, божественною славою, великолепием и величием", то поймите, какова и сколь велика на небесах слава ее и прочее божественное велелепие, и перестаньте уже произносить против Нее хулы вместе с злочестивым иконоборцем Копронимом, ибо ему принадлежит это сатанинское против Божией Матери досаждение. Пе­рестаньте, прошу вас, перестаньте, если хотите изба­виться горьких мучений с Копронимом и с досадителями и хулителями Пречистой Божией Матери, слава Которой и велелепие и все прочее, касающееся ее, есть божественное и неизреченное таинство, различными прообразованиями предвозвещенное тайно богоносными про­роками. И, во-первых, патриарх Иаков прознаменовал Ее лествицею, которую видел во сне утвержденною на земле, а верх ее простирался до самого неба, и на самом верху видел утверждающимся Господа и ангелов Божиих восходящих и нисходящих по ней.Восходящие же и нисходящие по ней Божии ангелы означают: восхождением—величие Божества, нисхождением же—худость че­ловечества, которое Бог—Слово благоволил воспринять. Во-вторых, Моисей—боговидец научен был таинству относительно ее, когда видел купину, объятую пламенем огня и не сгорающую. Купина означала немощь человеческого естества, ибо и самое растение—куст—есть бессильное, удоболомимое, и все суковатое, обозначаю­щее сучками разнообразие наших грехов. Огонь же, ко­торым горела купина и который ее не сожигал, обозначал Божество Единородного Сына Вышнего. Ибо Бог наш огнь поядаяй есть грехи наши, говорит божественный апостол (Евр. 12, 29). Видение это прознаменовало совершенное соединение Единородного с человечеством, кото­рое Он устроил посредством Пречистой Богородицы, вселившись в Нее и не опалив ее, то есть, сохранив нетленною. Также Даниил тайноглаголивый, наученный Богом, научил нас, назвав Ее горою, от которой без помощи рук человеческих отделился камень и поразил многосложное тело, виденное во сне царем Навуходоносором (Дан. 2, 34). Об этой тайне и об этой горе праотец ее говорит: гора Божия, гора тучная, гора усыренная (Пс. 67, 16). Гора тучная, то есть, пере­полненная и крепко нагнетенная духовными дарованиями, и нет другой, которая была бы так же, как Она, пре­красна и угодна Сыну Вышнего для Его жилища. Это показывает божественный пророк, когда говорит: вскую непщуете, человеки, другие усыренные горы; нет, гово­рит, другой горы, то есть, чистой девы—отроковицы, кроме этой божественной горы. Поэтому и прибавляет: гора, юже благоволи Бог жити в ней, ибо Господь вселится до конца (17). Постыдитесь же со скверным Копронимом о своей вере, говорящее, что Она лишилась славы и чести приснодевственной после того, как родила поклоняемого Еммануила. Ибо Господь, говорит, вселится до конца, то есть, Она пребудет неотлучна во славе Единородного Сына Своего. Другой тайноглагольник называет Ее жезлом прозябшим из корене Иессеова, говоря ясно так: и изыдет жезл из корене Иессеова, и цвет от корене его взыдет (Исаия 11, 1), и прочее дальнейшее пророчество, которое оставляю, чтобы не оказаться для некоторых обременительным. Но почему назвал пророк Приснодеву жез­лом? Потому, что происшедшей из Нее Плотоносец Бог сокрушил все главы ядовитых змей, то есть, различ­ные по всей вселенной бесовские прелести, которыми они, нечестивые, порабощали себе и отлучали от Бога окаян­ный человеческий род. Потому и цветом ее именуется рожденное Ею бессеменно, ради чистоты и благоухания воплощения Бога—Слова, и так как пришествием Его имела расцвесть составившаяся из язычников церковь, именуемая иносказательно пустынею, каковою и была ранее, как недуговавшая неведением Бога и потопляемая всяким нечестием, как ясно учит ирмос третьей песни второго гласа, который поется так: „Процвела есть пустыня, яко крин, Господи, языческая неплодящая церковь, пришествием Твоим, в ней же утвердися мое сердце". И почему не сказано, что процвела пустыня как роза, но яко крин? Ведь и роза очень благоуханна и прекрасна на вид; потому что крин (лилия), при приятнейшем своем благоухании, имеет еще три листка, коими образует три богоначальные ипостаси Святой Троицы, во имя которых совершается божественная баня пакибытия, разумею спасительное крещение, в котором и чрез которое прежняя пустыня, то есть, составленная из языческих народов церковь, очистилась и процвела, то есть, обновилась как цвет, именуемый крин. Хотя и роза благоухает и имеет прекрасный вид, но не служит образом Святой Троицы, так как имеет много листков и произрастает на растении тернистом, почему и не приличествует для показания тайны Святой Троицы. Ибо терние в Священном Писании берется для обозначе­ния греха, как например, когда говорит: возвратихся на страсть, егда унзе ми терн (Пс. 31, 4), то есть, согрешивши, я не вознерадел о грехе своем, не прошел мимо, как ни в чем не повинный, но тотчас воору­жился против него постом, молитвою, слезами и воздыханиями, бдениями и частыми коленопреклонениями, удручая себя и муча плоть свою.