Слова и беседы на Богородичные праздники

Таким образом, братие, настоящие празднества не только не чужды между собою, но и препровождают один к другому: райская ветвь Архангела указует прямо на крест, а крест служит лествицею в потерянный рай сладости.

Посему исполнится ли ныне у кого сердце радостию, - да не смущается и не стыдится сея радости; она - Господня; для доставления ее всем нам Сыне Божий и взошел на крест. Ощутит ли кто в сердце сокрушение, а на очах слезы о грехах своих, - да не смущается и да не сокрывает сих слез; они - Господни; сам Архангел, если найдет чистыми, соберет их и представит в дар нисходящему на землю Господу.

Но что делать, братие, с теми из нас, кои, по ожесточению сердца, не чувствуют ныне ни радости духовной, ни печали по Бозе? Кому же уподоблю род сей, - вопрошал некогда о таковых Сам Спаситель. - Кому же уподоблю род сей? Подобен есть детем ...на торжищих... глаголющим: пискахом вам, и не плясасте: плакахом... и не рыдаете (Мф. 11; 16-17). Что делать с сею бесчувственностью? Какой Архангел сойдет на землю для возбуждения сих людей к радости? Какой Спаситель взойдет снова на крест для произведения в них плача о грехах Своих?

Господи, Ты Сам глаголи к людям сим и возбуди их от сего мертвенного нечувствия. Ибо мы все можем токмо, подобно Марфе и Марии, плакать над гробом своего или чуждого Лазаря - внутреннего человека нашего, а не можем сказать ему: Лазаре, гряди вон! (Ин. 11; 43). Аминь.

Слово на день Благовещения Пресвятой Богородицы

Почему нынешний день называется днем Благовещения? Очевидно, по какой-либо благой вести для всех нас. Что это за весть?

Та весть, что к нам, бедным, на землю нисшел ныне Единородный Сын Божий, вечное Слово, Коим сотворено и держится в бытии все видимое и невидимое; нисшел до того, что облекся естеством нашим, соде-лался во всем, кроме греха, подобным нам Человеком, и это не на время токмо какое-либо, малое или великое, а на всю вечность.

Та весть, что Сей воплотившийся Сын Божий соделает для нашего спасения все, что нужно: озарит нас светом истины и укажет путь к жизни вечной; восприимет на Себя грехи наши и загладит их Своими страданиями; низойдет во гроб и воскресением Своим рассеет для нас мрак гроба и страх смерти; подаст нам Духа Святаго и с Ним всю полноту даров благодатных; да очистившись от всякой скверны, соделаемся способными к сожитию на небе с Ангелами.Та весть, что мы посредством сего беспримерного снисхождения к нам и соединения с нами Сына Божия, из врагов Богу - соделались близкими и паки своими Богу, из изгнанников рая, пришельцев земли - наследниками неба и благ вечных; что все бедствия, коими исполнен мир, нас окружающий, прейдут невозвратно, все возвратится к первобытному совершенству, так что самая тварь неодушевленная, воздыхающая теперь вместе с нами, освободится от тяжкой работы нетления в свободу славы чад Божиих.Видите, сколько радостей и надежд принес нам день настоящий! Сравните все радостные вести, какие только можем мы получать от кого-либо, и все они окажутся малы и незначительны. Радостен бывает день, в который врач страждущему от тяжкой болезни и потерявшему надежду скажет: "Успокойтесь, с вашим недугом произошел переворот благотворный, и вы непременно будете здоровы". Нам всем ныне сказано гораздо больше, ибо сказано, что не только все болезни тела и души, от коих страдал безнадежно весь род человеческий, исчезнут наконец навсегда; но что и самая смерть, этот неотразимый враг, будет побеждена и уничтожена, и мы паки соделаемся чисты, светлы и бессмертны.Радостен бывает день, когда находящиеся в осаде от неприятелей и доведенные до последней крайности узнают, что враг, осаждавший их город, потерял силу, что он прогнан и рассеян, что им остается только пользоваться плодами победы. Ныне возвещено всем нам большее, ибо возвещено, что древний и непримиримый враг наш, изгнавший нас лестью из рая и всеми силами своими влекший во ад, поражен во главу, что он связан от великого Вождя и Победителя, что с сих пор у него нет власти над нами, так что каждый из верующих может попирать безвредно сего дракона адского.Радостен бывает день, когда сын, потерявший всю любовь отца, изгнанный из дома его, лишенный всех прав рождения и наследства, услышит, что отец, по великодушию своему, простил его, готов принять его в свою любовь и отдать ему все, что имеет. С нами произошло большее: мы, отверженные за грех и находившиеся под гневом и проклятием, примиряемся ныне с Отцом Небесным, делаемся паки Его сынами возлюбленными, вступаем во все права детей и предназначаемся к обладанию Царствием Небесным.Измыслите какие угодно радостные известия, - и все они обретутся в благой вести, принесенной нам ныне от Архангела.Достойно и праведно именуется день настоящий днем Благовещения; достойно и праведно небо и земля призываются ныне к радости и прославлению Господа, ибо небо и земля будут действительно участвовать в Его милосердии и торжестве нашем.