Слова и беседы на Богородичные праздники

Слово на день предпразднства Успения Божией Матери

Вчера, следуя указанию Святой Церкви, мы сходили с Фавора, осияваемые последними лучами света от лица преобразившегося Господа. Ныне, последуя тому же водительству Церкви, мы должны прейти в Гефсиманию - ко гробу Богоматери, да видим "конечное елико на Ней таинство". Богорадостен Фавор; душеусладительна и Гефсимания! Там лицо Сына блистает невечерним светом Божества; здесь гроб Матери лествицею к небеси бывает. Там предстают во славе Моисей и Илия и глаголют о исходе Его, - да укажут собою в лице Иисуса Того, Иже обладает не живыми токмо, но и мертвыми; здесь является с ветвью рая служитель чудес Гавриил, - да благовествует земнородным, что нисходящая во гроб есть честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим. Там Божество светит пред учениками из-под завесы плоти, да "егда узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное"; здесь пред наступающею небесною славою Приснодевы открывается немощь Ее человечества, да, егда узрим Ее одесную Престола Сына и Бога, познаем, что сие величие есть действие не естества Матери, а благодати Сына.

В Гефсимании суждено было обнаружиться в самой высшей степени человеческой немощи Сына; там Он обливался потом кровавым, там был укрепляем от Ангела; в Гефсимании же суждено было явиться окончательно человеческим немощам Матери: здесь сомкнулись очи, уста и руце Ее, здесь святейшая душа Ее разрешилась, хотя на краткое время, от чистейшего тела.

Нужно ли после сего думать нам ныне о каком-либо другом предмете для нашего поучения, кроме того, чтобы всем нам перенестись мыслью к смертному одру Преблагословенной, у коего теперь и все апостолы, кроме единого? Повторим кратко словами то, что они видели очами.

По вознесении Господа на небо и по сошествии в виде огненных языков на апостолов Духа Утешителя, местом пребывания Богоматери на некоторое время был не Иерусалим, а тот град, из коего происходил и где жительствовал святой Иоанн, коему Она со Креста вручена была вместо матери. От того часа, - читается в Евангелии, - поят ю ученик во свояси (Ин. 19; 27).

Как ни безмятежно было это убежище и какими нежными и святыми попечениями ни окружена Она была в доме возлюбленного ученика Иисусова, но матернее сердце влекло Ее паки в Иерусалим, туда, где почти каждая стезя ознаменована была стопами Сына Ее и Бога, и где каждое место приводило собою на память или славу, или страдание Его. По возвращении в сей град, самым любимым, как повествует предание, занятием Ее было - ходить по драгоценным следам возлюбленного Сына Своего, молиться там, где Он молился, брать отдых там, где Он успокаивался. Голгофа, Елеон, Гефсимания поэтому чаще других мест наслаждались лицезрением Богоблагодатной. Гефсимания сделалась даже, наконец, Ее постоянным последним пристанищем на земле. Уподобляясь Сыну Своему, троекратно молившемуся здесь до кровавого пота, Она целые дни и ночи проводила в молитве посреди вертограда масличного. О чем молилась Она? Молилась, без сомнения, и о скорейшем распространении спасительной веры в Сына Ее по всему лицу земли; молилась об обращении к вере и познанию истины погибавшего в неверии и ожесточении народа Иудейского; молилась о новых Церквах, кои в разных странах и у разных народов были насаждаемы апостолами; молилась, без сомнения, и о всех будущих Церквах, кои имели быть насаждены их учениками и преемниками; следовательно, молилась и о нас, кои в свое время сподобились просветиться светом веры Евангельской; но все молитвы Ее оканчивались прошением о скорейшем разрешении Ее от уз плоти, - да видит выну лицом к лицу Того, Который по вознесении Своем на небо, в показание бесстрастия Своего Божества, не являлся Ей уже более.

Такую ли чистую и святую молитву, казалось бы, не услышать вскоре и не удовлетворить тотчас? Но Она нескоро, весьма нескоро, была услышана и удовлетворена, - да научимся примером Матери Божией не изнемогать в наших молениях, не почитать знаком невнимания свыше, если происходит с нами что-либо, противное нашим мольбам и желаниям. Для Самой Приснодевы, конечно, лучше было прейти скорее к Сыну на небо, и, вместо уз плоти, начать наслаждаться пренебесным величием; но для утешения апостолов Христовых, для того, чтобы они, лишившись видимого присутствия своего Учителя и Господа, могли находить для себя общее прибежище у Его святейшей Матери по плоти, Преблагословенная Дева должна была оставаться на земле, и оставалась немалое время - более двух десятилетий.

Но, наконец, приспел давно вожделенный час исхода. За четыредесять дней до кончины, во время пламенных молитв к Сыну о ее ускорении, Богоматерь узрела пред собою Архангела, того самого, который благовествовал Ей некогда радость неискусомужнаго зачатия. Предвозвестив время отшествия, небесный вестник вручил Ей от лица Сына и Бога ветвь райскую,- да станет она у гроба Ее знамением победы над смертью.Для Той, Которая давно жила духом и сердцем у Сына на небеси, не оставалось никаких желаний на земле, кроме единого - еще раз до кончины увидеть у одра Своего апостолов, утешиться их верою и любовью, изречь им последнее благословение Богоматернее, ободрить и воодушевить надеждою Своего заступления у престола Сына. Но обыкновенным образом достигнуть сего было совершенно невозможно, ибо апостолы уже давно рассеялись для проповеди по лицу всей земли. Сделать сие непосредственно могла единая сила Божия, и она не замедлила оказать свое действие. Носимые, как говорит предание, на об-лацех, апостолы все, исключая Фому, стеклись в Гефсиманию ко дню Успения Приснодевы. Окруженная сим святым ликом, утешенная их любовью, среди Своей и их молитвы, Богоматерь с миром предала дух Свой в руце Сына Своего и Бога.Когда Пречистое тело было предано земле и сокрыто в вертепе Гефсиманском, на третий день предстал и святой Фома; Бог так устроил, -да тот же апостол, который неверием воскресению Сына послужил к изъявлению Божества Его, будет орудием и к откровению славы Матери Его. Лишенный утешения узреть Богоматерь еще живую, святой Фома молил соапостолов, да удостоят его милости узреть хотя мертвое тело Ее, освятиться лобзанием его и поклонением ему, яко кивоту святыни и месту селения славы Господней. Но когда, желая удовлетворить сему чистому желанию, апостолы открыли гроб в вертепе, то он оказался совершенно празден. Святое тело преставлено было туда, где находилась прославленная душа, да, подобно Сыну, и Матерь не узрит в Своем телеси нетления. Тогда все уразумели, что самое замедление Фомы было действием не случая, а Промысла Божия, дабы через то открылось всему миру преставление Богоматери вместе с телом на небо.Се, святая повесть о Успении Матери Божией, как она передана нам древними богоносными отцами! Дивен был вход Ее в мир сей; дивен и исход из мира! Та, Которая во чреве и на руках Своих носила Носящаго вся, не могла, подобно обыкновенным дщерям человеческим, соделаться снедью могилы. Дань естеству уплачена; яко земнородная, Она скончалась плотью; но и благодать явила себя во всей силе: яко Матерь Живота, Она видимо, путем гроба, взошла к животу и славе.Возблагоговеем пред сими тайнами и чудесами! Ублажим и прославим Ту, Которая для того и взошла на небо с плотью, - да будет в покров и заступление всему миру. Но вместе с сим не отыдем от гроба Ее тщи (без пользы) - без назидания духовного. Спаситель не напрасно сказал, что те, кои верно исполняют волю Отца Его, суть яко Матерь и братия Его. Значит, если мы будем, подобно Матери Божией, ходить в законе Господнем непорочно, то, подобно Ей, соделаемся и причастниками благодати Господней независтно (щедро). Благодать сия, питая, подкрепляя, озаряя и освящая нас в продолжение нашей жизни, не может не отразиться и в час нашей кончины. Чем? Не преставлением, конечно, бренной плоти нашей на небо (к чему она там, с ее нечистотою?), а соделыванием кончины нашей такою, какой в молитвах своих желает всем нам Церковь, то есть, непостыдною, мирною и безболезненною. Довольно с нас, малосовершенных, и сего дара, только бы благоволил Господь улучить его каждому из нас! Аминь.Слово в день Успения Пресвятой БогородицыКазалось бы, что если кому можно и прилично было не умирать, подобно Еноху и Илии, то Матери Сына Божия. И, однако же, Она почила сном смертным! Значит, смерть - неизбежна! С другой стороны, когда бы в смерти было для человека зло существенное, то если кто, то Матерь Сына Божия не была бы подвергнута сему злу; и, однако же, Она подверглась смерти. Значит - смерть не есть зло и вред для человека!