Светлая Седмица

Торжество трогательное. Если бы Бог для освобождения нас от страха смерти повелел умереть и воскреснуть какому-либо великому праведнику, то мы и тогда не имели бы причины страшиться мрака смертного: ибо невозможно, чтобы правосудный Бог подверг праведника смерти, если бы она была зло действительное. Но теперь сам Сын Божий благоволил вкусить за нас смерть самую мучительную: после Его вкушения может ли быть через меру горька для нас чаша смерти? И могла ли любовь Отца Небесного трогательнее утешить нашу надежду?

Торжество самое верное. Решительно должно сказать, что все доказательства бессмертия, употребляемые разумом, не имеют столько силы, сколько заключает оной в себе одно Воскресение Иисуса Христа. Верить этому воскресению и сомневаться в нашем воскресении, есть совершенное противоречие. Аще… Христос… воста, - писал некогда апостол Павел к коринфянам, — како глаголют нецыи… яко воскресения мертвых нестъ? Аще воскресения мертвых несть; то ни Христос воста (1 Кор. 15; 12–13). В самом деле, Христос есть глава верующих: когда воскресла глава, то как могут остаться мертвыми прочие члены? Христос есть Царь; над кем же Он будет царствовать, если подданные останутся в гробах?

Торжество полное. Надежда на бессмертие духа человеческого, хотя слабая, и прежде была в роде человеческом. Воскресение Иисуса Христа, утверждая сию надежду, расширило ее область, показав, что не только дух человеческий не умирает, но и тело соделается некогда бессмертным, — что наступит день, когда и сие "тленное облечется нетлением" и сие пожерто будет мертвенное животом (1 Кор. 15; 53. 2 Кор. 5; 4).

Торжество, наконец, величественное. Что величественнее прославленного человечества Иисуса Христа? Но, по уверению апостола, настанет время, когда Он преобразит тело смирения нашего, яко быти сему сообразну телу славы Его (Флп. 3; 21). О братие, какое хладное сердце не возрадуется при этом и не проникнется огнем любви к Воскресшему!

Много было обещано, когда Он сказал, что в воскресение верующие в Него будут, яко Ангели Божии на небеси (Мф. 22; 30). Ибо человеку ли быть ангелом? Но вот по воскресении Своем Господь еще щедродательнее: Он Сам не хочет иметь ничего, кроме божества, чего бы не разделил с нами. Его пречистое тело страданиями заслужило славу. Наше тело будет подобно Его телу: не будет иметь только язв, кои остались на пречистой плоти Его; одно это преимущество остается за Ним.

Да будет же благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа…по мнозей Своей милости порождей нас во упование живо воскресением Иисус Христовым от мертвых (1 Пет. 1; 3). Господь, Сам Господь сотворил день сей: да возрадуемся и возвеселимся в онь!(Пс. 117; 24). Воистину он есть праздников праздник и торжество из торжеств: торжество веры, добродетели и упования. Все убо да торжествуем пред лицом воскресшего Господа!

Но, братие, торжествуя, мы должны, по слову апостола, памятовать, что Пасха наша, за нас закланная, есть Сам Христос; а посему должны и праздновать ни в квасе злобы и лукавства, но в безквасиих чистоты и истины (1 Кор. 5; 7–8).

О Пасхе ветхозаветной сказано было в законе, что необрезанный не должен вкушать ее (Исх. 12; 48). И истинной Пасхи христианской не вкусит тот, кто не обрезан сердцем, предан порокам. Напрасно таковый будет повторять: Христос воскресе!"Так, — скажет ему Господь, — Я воскрес, но не в тебе; в твоем сердце Я мертв и доселе; камень ожесточения твоего подавляет Меня; стражи — злые навыки и страсти — окружают и блюдут Меня". Напрасно таковый будет давать и принимать лобзания любви и мира: воскресший Спаситель и ему скажет: лобзанием ли Сына Человеческого предавши!(Лк. 22; 48). О братие, не изменим нашими грехами и пороками воскресшему Спасителю: Он и без того очень много страдал за нас! Если бы Он явился теперь, и вопросил каждого из нас, как Петра: Любиши ли Мя? — без сомнения, каждый отвечал бы: ей, Господи… люблю Тя (Ин. 21; 16). Но аще любите Мя, - сказал Он ученикам Своим, отходя на страдания, — заповеди Моя соблюдите. Соблюдай заповеди Моя, той есть любяй Мя (Ин. 14; 15–21). Аминь.Слово в Четверток Светлой Седмицы"Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав"Но, как же смерть попрана смертью Христовой, когда она доселе попирает всех и каждого из сынов Адамовых? Какой живот дарован сущим во гробех, когда они все продолжают оставаться во гробах, и никто-же познан есть возвративыйся из ада (Прем. 2; 1)? Что это за поражение, что пораженный продолжает поражать всех? — Что это за победа, что принадлежащие победителю сами идут в плен?Подобные мысли, братие, легко могут приходить на ум, и возмущать светлость настоящих дней; потому небезполезно будет рассеять мглу сию лучами от светоносного гроба Христова.