Передаю вам слово души моей. Письма

Смоченная же слезами удобряется сердечная земля. Воссияет солнце — Христос, и радость ваша приумножится. Вы наблюдайте только то, что до вас надлежит по подобающему порядку, прочее же совершит Сам Господь.

21-го марта, 1831 г.

3. 378. К П. А. П.

Милостивая Государыня!

Св. Димитрий Ростовский пишет, что всякое наслаждение земное есть горесть и тяжесть души, и потому умоляет Господа, да будет Он Един ему радостью и весельем и вечным присносущным наслаждением. — „Где, говорит Святитель Христов, душа моя будет иметь непременное опочивание, ум — пристанище, сердце — тишину и покой, ежели не в Тебе, Господи, ежели не Ты Сам душу мою упокоишь и присносущное утешение даруешь? Да не возлюблю славы мира сего и богатства исчезновенного, ни красоты тленной, ни наслаждения плотского временного: но Ты един, Господи, да будешь моя слава и похвала, богатство и сокровище, пища и питие, и присносущное утешение!" Святитель же Христов Тихон Задонский, отвлекая мысль о временном и скоропреходящем, каждого христианина убеждает размышлять о бесконечной вечности… За сим усердно желает вам и всему семейству вашему здесь благодушного терпения, а там — бесконечного наслаждения многогрешный и непотребный

раб Георгий.

6-го Октября, 1881 г.3. без номера. К Татьяне Григорьевне ВикулинойПрошу вас уединиться и прочитать собственно для своего сердца, да вразумит вас святой Ангел!Тоску и отчаяние гоните прочь от вашего сердца, — но лучше обратите ваше внимание к выслушанию святого Иоанна Дамаскина; вот его слова: «Желаю себе и всем другом моим, да сами, поелику мощно, себе пособствуем: и да не единагоже греховнаго порока в нас останцы пребудут. Но аще несовершен от сего мира изыду, молю Тя, милосердия источниче, Господи! приклони ми другов моих и искренних моих, согрей сердца и помышления их, яко да молитвами своими, благимиже и Тебе приятными делами мне помоществуют и моя по смерти истребят пороки, аще кия от немощи человеческия применятся. Обаче молюся Ти, Владыко, Боже всех благ, ихже требуем, прещедрый Подателю, да не кое прегрешение, великое же и малое, во мне же и всех в Тя верующих, тогда, егда приидеши, явится».Теперь меня грешника прошу вас выслушать благодушно: не стыдитесь смертных людей, не скрывайте от вопрошающих вас сбывшегося над умершим, всем объявляйте сущую истину: Бог ему послал такую смерть на устрашение другим — чтобы видящие и слышащие ужаснулись в душе своей и прибегнули бы с сердечным покаянием к желающему всем спастися Богу! Вы повинитесь правде, ибо всякая ложь есть от диавола. И потому не слушайте тех, которые советуют ложью прикрывать истину; они и сами не знают, что делают: душе бедной прибавляют ран, да и себя повергают в грех. Для человеческой чести не надобно прогневлять Бога неправдою; сим страхом, от коего содрогаются чувствительные люди, прославляется Бог! Но чтобы человека отвести от страха Божия, — это дело диавольское.Теперь, сколько можете, употребите свое старание об отлучившейся бедной душе; поминовение по монастырям, и пустыням, и по прочим церквам годовое вы еще не рапорядили, но что успели, то слава Богу! От вашей воли и усердия зависит умилостивлять душою прогневанного Бога! Кроме вас, едва ли кто может столько позаботиться. Многие много могут говорить, а на деле ничего. Обидимых следует прежде всего удовлетворить. Узнать по тюрьмам добрых людей, содержащихся за бедность по каким-нибудь недоимкам и долгам, освободить по всей губернии, ежели можете. За сию добродетель и душа от своих долгов пред Господом может получить облегчение. Еще поискать таких людей, которые своей жизнью и делами близки к Богу! Примут ли они подаяние или не примут, но, ежели произволят, то великую милость могут испросить у Господа на отпущение от жестоких мук бедной душе.