Передаю вам слово души моей. Письма

2.30. К М.П. Колычевой

Ничто нас не разлучит от любви Божьей и любви друг к другу, если пребываем верою во Христе Иисусе. Милостив и щедр Господь боящимся его: уклонявшиеся же от него сами — причина праведного гнева Божьего. Что угодно Богу, то и нам приятно и сносно быть должно; а обращать к верованию неверующего всегда нужно и убеждениями и просьбой, если и не охотно склоняется и против воли своей. Да и конечно свою злую волю прочь откинуть должно ему. Какое же больше зло есть, как не веровать Истине — Иисусу Христу, когда и бесы веруют и трепещут Его? Господи, удиви на нас милость Твою! 12-го Октября, 1824 г.

2. 31. Марии Петровне Колычевой

Когда я проходил под отлогою горой дорогу, с горы неслись, как стрела, разъяренные три собаки; казалось, вся их цель была меня растерзать — и ни одно чувство мое не тронулось этим страхом; мысль моя во мне говорила: аще Господь не попустит, они не могут ничего сделать; а если попустит, то зачем противиться воле Божией? Пусть терзают, на то я готов. Так они во время этого размышления приблизились ко мне, и две сторонние схватили среднюю третью и начали ее терзать. Я прославил Бога и нимало не смутился таким страшным приключением. Видите ль, как Промысл Божий хранит нас грешных среди явных опасностей.

2.121. Марии Петровне КолычевойПреданность Господу да будет вам крепостью спасения и терпения в непременном делании заповедей Господних. Блюдение в разуме прочитываемого слова Божия согревает душу, воспламеняет сердце и восхищает всего человека в любовь Божию. В сие блаженство чрез многие скорби удостаиваются приходить любящие Господа. А кого Господь любит, того наказует, и самое наказание есть свидетельство истинной любви.3-го, 1юля 1827 года.2.274. Екатерине Васильевне ДаниловойВозлюбленная о Христе Екатерина Васильевна!Вы уверены в том, что унылому и грустному сердцу, утомленному многими страданиями от находящих скорбей, единственное прибежище есть Иисус Христос!.. Вскую прискорбна еси, душе моя, и вскую смущавши мя? Уповай на Бога (Пс 41,12)! Я предлагаю вам подкрепление из псалмов: да укрепит вас Господь провождать дни ваши по воле Его! Буди Псалтирь вашим утешением.Вы пишете, что хотите любить, да не умеете. Любовь сама научает нас люблению. Любящим Бога вся поспешествуют во благое (Рим 8, 28) — любовь в сердце, как солнце на небе: светит, радует и веселит; и, как вода объемлет рыбу, так любовь объемлет всего человека. Не любовь ли, превысшая небес, проникла на землю и, по всему совершенно, кроме греха, уподобившись человеку, любезно призывает нас в объятия свои: приидите ко Мне, вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф 11,28)! Вот что Иисус Христос заповедует ученикам Своим: новую заповедь даю вам: да любите друг друга, якоже Аз возлюбих вы, да и вы любите друг друга (Ин 13, 34). Имеяй заповеди Мои и соблюдаяй их, той есть любяй Меня (Ин 14, 21) — вот свидетельство истинной любви!Любовь есть свет, освещающий путь в блаженство вечное. Поистине тот слеп, кто не имеет сего света — любви, и все те, которые без любви ходят, — в ночи бродят и блуждают, и не видят, к какому пагубному концу идут. Хотя бы они и все науки прошли и всеми языками говорили — всё тьма. Припомните свидетельство того, кто был восхищен до третьего неба: что он сказал о силе любви? Без любви все дела ничто. Любите же и вы Господа так, как и Он возлюбил вас. Любовью отпущаются долги и покрывается множество грехов.Ноября 30-го, 1834 года2.298. Екатерине Васильевне ДаниловойГосподи, просвети тьму сердца моего, да разумею волю Твою.Не поставляйте вы себя у мрачной могилы: вы в ней ничего не можете видеть; и не думайте того, что в ней все уже оканчивается. Такая философия есть ухищрение лжеумствователей, не познавших ни себя, ни Бога. Нет, нет! Могила не вместит вашей души, а только одно тело, оставленное душою, — и то до будущего, известного всем общего воскресения мертвых; гроб и могила не конец нашего существования. В том ни малейшего нет сомнения, что будет Божий суд и каждому человеку, мужу и жене, праведное воздаяние; гроб и могила не покроют от суда Божия мужа-грешника, не покаявшегося и не испросившего здесь у Господа вечной милости.