Миссионерские письма

Мир тебе и радость от Господа.

Письмо 69 неправославному священнику, на вопрос: “За что Бог наказывает православную Россию?”

Уверены ли Вы, что нынешние страдания православного русского народа — наказание Божие? Я, признаюсь, не уверен. Так и ошибиться недолго, если считать всякое страдание народа или личности наказанием Божиим. Три голгофских креста учат нас осторожности в оценке чьих-либо страданий. Разве Христос был распят в наказание? В длинной веренице мучеников мы видим и пророков, и апостолов, и многих светлых праведников и праведниц. Их страдания не были наказанием, а если и страдали они за грехи, то не за свои. Как и Тот Безгрешный, Который принял величайшую муку, воистину за грехи мучим был, но не за Свои, а за человеческие. Страдание Святой Руси за грехи попущено, но за чьи? Об этом спросите. Вспомните, знаток Священного Писания, как Господь истолковал евреям гибель тех восемнадцати человек, на которых упала башня Силоамская [124]. Сказал Он, что не потому погибли они, что были грешнее всех галилеян, но для того, чтобы предостеречь грешников, больших себя: если не покаетесь, все так же погибнете [125].

Разве Россия грешнее всех других стран, что несет тяжелейшие страдания? Всему миру очевидны две вещи: первое, что русский народ горит в огне страданий, как когда-то три отрока в печи вавилонской; второе, что материалистические и безбожные теории, которые разожгли в России этот огонь, возникли не в русском православном народе, а рождены народом нерусским и неправославным. Все остальное — тайна Промысла Божия. В эту страшную тайну проникать глубоко нам не должно. Мы можем уподобить русское страдание страданию праведного Иова, которое помогло и помогает многим и многим. Мы можем увидеть в муках России знак Божий всем народам, чтобы береглись материализма и в теории, и в практике, в мыслях и в делах. Самые благородные умы прошлого столетия (XIX. — Ред.) доказывали безумие и гибельность таких теорий.

Но слова не убедили, потому и попущен ужас воплощения этих теорий, попущен на практике. Подобно тому как Силоамская башня рухнула на бедных галилеян, и современная башня всех лжеидей рухнула на великий русский народ. Чтобы род человеческий увидел это и отрезвился от пагубных и разрушительных теорий. Но кто бы решился сказать, что эта современная башня лжи рухнула на Россию потому, что она грешнее всех? Я, словно сейчас, слышу предостережение Христово нам: если не покаетесь, все так же погибнете, — о племена и народы! К этому предостережению Божию мы можем добавить уроки мировой истории. Ни одна революция не завершилась тем, с чего началась. Этому учит нас прошлое. Часто то, что революция низвергает и разрушает, впоследствии торжествует как истина. Это произошло и с верой Христовой, гонимой, но неизгнанной, поругаемой, но непоруганной, избиваемой, но неубитой. И очевидно, что и славянская, и мировая миссия России не в том, что происходит там сейчас, но в том, что грядет после революции.

Во всяком случае сегодняшние крестные муки русского народа принесут миру непреходящую пользу. А сам русский народ выйдет из огня страданий более сильным, святым и славным, чем был прежде. Даже обычный кузнец бросает в огонь железо не для того, чтобы наказать его, но чтобы сделать его чище. Мы считаем и верим, что Творец попустил великому русскому народу огонь страданий не для того, чтобы наказать и истребить его, но чтобы этим страшным примером предостеречь и вразумить другие народы, а сам русский народ вовеки прославить пред землей и небом.

Мир Вам и здравия от Господа.

Письмо 70 скромному человеку, который покаялся в том, что согрешил словомХорошо ты сделал, что сразу покаялся. Господь оставил нам покаяние для нашего спасения: если бы не было покаяния, и апостолы не спаслись бы, а тем более другие люди. Языком согрешаем, а сердцем каемся. Ты сказал злое слово против своего соседа, словно искру в сено бросил. Все село слышало и смеялось. Сосед огорчился и подал на тебя в суд. Тебя беспокоит не приговор суда, а наказание соседа. Он больше не желает с тобой разговаривать, он отвернулся от тебя. Что теперь делать?Предоставь все Богу и времени. Молись всеведущему Творцу об умягчении сердца твоего соседа. Используй любую возможность сказать о нем доброе слово и жди. Господь, доброе слово и время сделают свое, и однажды вы снова, примиренные, пойдете вместе в храм.Пусть послужат тебе назиданием слова Спасителя: Истинно говорю вам, за всякое праздное слово, которое исходит из уст ваших, дадите ответ в день Страшного Суда [126]. Не говорит ли это о том, что всякое злобное и лживое слово нарушает порядок вселенной и оскорбляет Спасителя? Доброе или злое слово, которое мы произносим явно или тайно, в мыслях, чувствует вся вселенная, чувствует и Творец чувств. Как слово может утаиться от Того, Кому все мысли ведомы? Древние греки говорили, что копье Ахилла может одним концом ранить, а другим исцелить рану. Мы не знаем, как копье, но знаем, что может это язык человеческий. Языком раны наносятся, языком исцеляются: Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков (Иак. 3, 9).В одном селе произошел страшный случай. Был у одной матери единственный сын, школьник. Рассердилась как-то мать на сына и в гневе произнесла безумные слова: “Если бы глаза мои тебя никогда не видели, тогда я была бы счастлива!”. Ребенок был настолько потрясен, что схватил ружье и застрелился; рядом с ним нашли его школьную дощечку, на которой он написал слова: “Мама, вот, исчезаю я с глаз твоих, только бы ты была счастлива”. После этого одинокая мать каждый вечер сидела у очага и заливала огонь слезами, пока однажды утром не нашли ее мертвой у погасшего очага: умерла от горя.Видишь, что безумное слово делает? Но не оставлю тебя без примера доброго слова. Во время войны послали одного боязливого солдата в разведку. Все знали его боязливость и смеялись, когда узнали, куда посылает его старшина. Только один солдат не смеялся. Он подошел к своему товарищу, чтобы поддержать и ободрить его. Но тот ответил ему: “Погибну я, враг совсем рядом!”.— “Не бойся, брат: Господь еще ближе”,— ответил ему добрый товарищ. И эти слова, как большой колокол, зазвонили в душе того солдата, и звонили до конца войны. И вот, некогда робкий солдат вернулся с войны награжденный многими орденами за храбрость. Так преобразило его благое слово: “Не бойся: Господь еще ближе!”.Мир тебе и здравия от Господа!