Феодул, или Раб Божий

Мк.

7, 5.

Мк.7, 15-16. Мф.19, 3, 4, 5-9. Мф.19, 10-11, 12. Эпикурейцы, последователи Эпикура (341-270 до Р.Х.), 25 лет преподававшего в основанной им школе, называвшейся "Сад Эпикура". Эпикур считал, что чувства не ошибаются и потому являются главным критерием истины, а ошибки в познании приписывал разуму. Научить людей избегать неприятности и быть счастливыми - такова цель его этики. Человек должен быть счастлив, а счастье - это атараксия, безмятежность. Боги, одна из причин, вызывающих смятение и страх, на самом деле состоят из атомов и не влияют на вселенную. Эпикур открыто нападал на религию, и от него взял начало атеизм римлян. Источник всех благ - телесные наслаждения, считали его ученики. КИники (лат.: cynici - циники), одна из сократических философских школ в Древней Греции, называвшаяся по-гречески "собачья философия" (κυνικός - собачий). Название "собачий" связано, по-видимому, с тем, что основатель кинизма Антисфен обучался в школе для неполноценных детей, называвшейся "Зоркий пес"; неполноценных прежде всего потому, что они не были афинскими гражданами. Философствование, до поразительности примитивное, было для киников только средством, а целью была переоценка человеческих ценностей, совершить которую предрекла одному из них, Диогену Синопскому, жрица-пифия в дельфийском храме Аполлона. Переоценку эту они проводили на практике, ведя эпатирующий образ жизни, демонстративно выражая свое презрение ко всему сущему, в том числе к самим людям; сохранившееся до наших дней слово "цинизм" достаточно точно передает их умонастроение. "Народу много, а людей мало",- говорил Диоген Синопский, возвращаясь с Олимпийских игр. Это тот самый Диоген, ходивший в полдень с фонарем и говоривший: "Ищу человека", сказавший Александру Македонскому: "Отойди, ты заслоняешь мне солнце", первым заявивший: "Я гражданин мира", то есть космополит - kosmopolitej; под стать ему был и Антисфен, щеголявший своим юродством и услышавший от Сократа: "Через дыры твоего плаща просвечивает гордость". Возможно, святитель Николай имеет в виду здесь аскетизм киников, их пренебрежение земными благами. Лк.20, 34-36, 38. Мф.12, 38. Мф.12, 39-40. Лк.20, 20, 21-23, 24, 25, 26. Ср.: Ин.8, 44. Эти слова сказал не Христос, а законник.-Ред. Лк.10, 27, 29. Пс.140, 10.Часть 1Молитва - это соприкосновение, Феодул. Соприкосновение души с Богом. На этом свете, в этом Пестром городе, нет более возвышенного и более благородного соприкосновения, чем это. Звезда соприкасается со звездой лучами. Как удивительны звезды, Феодул! Кажется, невозможно насытиться, любуясь звездами, этими чудесными лампадами Божиими. Но есть для меня нечто более чудесное, чем все звезды небесные, - это