Цветослов советов

Игумен ему ответил:

— Это те люди, которые крадут, убивают, бранятся, бесчестят жен… Это люди, которые делают всякое зло…

— Это значит, — с беспокойством перебил старца разбойник, — что и я пойду в ад?

— Как мне представляется, — ответил ему игумен, — ты сам туда стремишься.

— А можно ли избежать мучения?

— Можно.

— Как?

— Покайся во всех своих грехах, исповедуйся, причастись, начни подвизаться, чтобы уклоняться от зла и творить добро.— Где же я могу все это сделать?— Здесь, в монастыре.Услышав это, атаман резко обернулся к пришедшей с ним шайке и сказал им:— Я остаюсь здесь.Разбойники покинули монастырь, а их атаман исповедался старцу, и тот постриг его в монахи. Игумен дал ему и правило — ничего не делать без благословения старца–монаха, у которого он будет находиться в послушании.Однажды старец послал его вместе с другим монахом в горы заготавливать топливо на зиму. Они должны были нарубить дров и привезти их в монастырь. Братья, взяв с собой осла, отправились в путь. Поднявшись на гору, они нарубили дров и взвалили их на спину животному. Однако, когда они уже собрались в обратный путь, внезапно на них напали разбойники. Они избили монахов и забрали их осла вместе с дровами. Атаман–монах разгневался, но, прежде чем чтото сделать, спросил своего спутника:— Что пишется в книгах, что мы теперь должны делать?Монах ответил:— Ничего. Христов закон говорит, что если кто ударит тебя по одной щеке, обрати к нему и другую [52].Разбойники со своей добычей ушли, а монахи, израненные и с пустыми руками, отправились назад в монастырь. Увидев их, игумен сильно опечалился, но не сказал ни слова. Спустя несколько дней он снова, дав им другого осла, послал их в горы за дровами. Но… повторилось то же самое. Игумен был в недоумении и не знал, что предпринять. Однако, поскольку становилось все холоднее, он с трудом нашел еще одного осла и снова послал братьев в горы. В тот момент, когда они уже собрались, нагрузив осла вернуться назад, опять появились те же самые разбойники. Они забрали осла, начали бить монахов. Терпение атамана–монаха было на пределе, но он опять спросил спутника:— Скажи мне быстрее, что говорит Писание, что нам делать?— Ничего, закон Христов предписывает терпение и любовь к врагам.Однако его ответ не удовлетворил атамана–монаха.— Вспомни‑ка хорошо, — сказал он, — разве нет других Писаний, которые говорят иначе?Спутник отвечает:— Есть. Это Ветхий Завет с законом Моисея.— А что говорит этот закон?— Он говорит: Око за око, зуб за зуб [53].— Это хороший закон! — воскликнул атаман–монах и ударил одного из разбойников. Тот как подкошенный повалился на землю. Его товарищи с удивлением посмотрели на монаха. Тогда он распахнул подрясник, и показалась его грудь, густо заросшая волосами.— Знаете ли вы, кто я? — спросил он перепуганных разбойников. — Я — тот самый знаменитый атаман, который стал монахом. Если вы не хотите, чтобы я вас всех искалечил, оставьте этого ослика и приведите нам тех двух животных, которых вы украли. И не забудьте сначала нагрузить их дровами.