Письма

11/24 апреля 1931 г. [Козловка].

ПИСЬМО №1(69)

Ирине Бобковой[41]

Честнейшая о Господе сестра Ирина!

Божие благословение да пребывает над тобою во веки. После беседы с тобою и исповеди я и думал о твоем положении, и молился о тебе. Да поможет тебе Господь! Может, ты и не вполне поняла и запомнила, что я тебе говорил, а потому считаю нелишним написать тебе и все разъяснить.

Пишу тебе как твой духовный отец, желая тебе пользы душевной и вечного спасения. Искушение, которое тебя постигло и которое и сейчас не оставляет тебя, – велико, но для Господа возможно и легко сокрушить все козни, которые враг устрояет тебе. Хотя ты и не принимала пострига в мантию, но все же ты имела рясофор, а на одеяние рясы читается такая молитва: «Благодарю Тя, Господи Боже наш, Иже по многой милости Твоей избавил еси рабу Твою от суетныя мирския жизни и призвал еси ее на честное сие обещание: сподоби убо ее пожити достойно в ангельском сем жительстве и сохрани ее от сетей диавольских, и чисту душу ея и тело соблюди даже до смерти...». И далее: «Облецы ее освещения одеждою; целомудрием препояши чресла ея...». Из этого видно, что Св. Церковь Православная и на рясофор смотрит, как на обет Богу. Бойся солгать Богу! Теперь, если к сему приложим еще и то, что соблазняет тебя монах мантийный, то мне страшно подумать, какой на это суд произносит Св. Церковь! Вот что написано в законоправильнике: «Монах или монахиня, если приидут в общение брака, то есть оженятся, – не считается то брак, но блуд или, лучше сказать, прелюбодейство. Сего ради, пока не разойдутся, в церковь да и не входят, но да отлучатся по 6-му правилу Великаго Василия. Если же случится им умереть без покаяния, не должно погребать их и творить им помин, ибо они чужды христиан». Ужаснись, душа этих слов[42]!.. Ужели соблазняющий тебя не помнит тех слов постригальных, кои были изречены настоятелем у св. алтаря: «Ангели бо предстоят невидимо, написуя исповедание твое сие, в котором истязан будеши во Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа». И затем добавляется: «Проразумевай же лукавые помыслы, ибо враг не престанет предлагать тебе память прежнего жития мирскаго и ненависть к добродетельному жительству...». Следовательно, все это дело, постигшее тебя, есть вражия кознь, вражее искушение. Отбеги от него, этого искушения, как от ядовитой змеи. Кто и претерпит подобное искушение, то есть не поддается помыслам вражиим, внушающим ненависть к иноческому житию, то оно пройдет. И опять явится любовь к святому, иноческому, воистину чудному жительству. Хотя теперь, можно сказать, монастырей нет, но обет монашеский в душе должен остаться, ибо он дан Богу, ибо монашество было, есть и будет.

Далее: если родители твои по простоте и смирению своему не могут разобраться в этом деле, то я тебе и на это дам разъяснение, и опять не от моего худоумия, а как разъясняли наши великие почившие Старцы. Они говорили, что родители, отдавшие своих детей на служение Богу, получат награду, равную с праведным Авраамом, который не усомнился принести сына своего Исаака в жертву Богу. Истинно блаженно чрево, родившее монаха. И эту награду могут ожидать и твои родители, если, отдавши тебя однажды в обитель на служение Богу, будут и теперь стараться, чтобы ты продолжала идти этим путем. Раз ты попала в святую обитель, то ты теперь не родительская, не своя, а Божия. Божие принадлежит Богу. И кто похитит Божие и присвоит себе, тот тяжко согрешит грехом святотатства. Пусть поймут это родители твои и блюдут тебя и молитвой, и благословением родительским, и делом. Пусть убоятся родители твои греха и потери награды, ожидающей их. Христос сказал в Евангелии, что душа дороже всего мира. Ты жила в обители Царицы Небесной, в честь Казанской Ее иконы. В акафисте Ее сказано, что Она, Царица Небесная, есть покров и ограждение девства, хранительница ревнующих о чистоте. Вот я, грешный и недостойный, вручаю тебя, как чадо мое духовное, Ее всемощному покрову. Да хранит тебя Царица Небесная, да отразится от тебя всякий прилог врага и наветы злых человек молитвами Богоматери. Не унывай, «мужайся, и да крепится сердце твое» (Пс. 26, 14). Вручай себя в волю Божию, ибо кто предает себя воле Божией, а воля Божия всегда благая и совершенная, над тем и совершается всегда воля Божия, хотящая всем человекам спастися (1 Тим. 2, 4). Поэтому молись Господу и взывай так: «Господи Боже, спаси меня, грешную, и да будет во всем воля Твоя». Поверь мне – от такой молитвы умиротворяться будет сердце твое.

Потом призывай на помощь святых угодников и угодниц Божиих, коим дана от Господа благодать помогать людям, требующим помощи в ограждении чистоты и целомудрия: «Преподобный Мартиниан, преподобный Иоанн Многострадальный, преподобный Моисей Мурин, преподобный Моисей Угрин, преподобная Евдокия, преподобная Мария Египетская, св. мученица Фомаида, св. мученица дева Иустина, св. священномученик Киприан, св. мученик Вонифатий, – молите Бога о мне, грешной, и помогите мне вашими святыми молитвами».Усердно желаю тебе мира и радования о Господе Иисусе Сладчайшем, и паки призываю на тебя Божие благословение.Грешный Иеромонах Никон. Оптина Пустынь. 19 апреля/2 мая 1923 г.ПИСЬМО №2(70)Ирине БобковойХристос Воскресе!Мир ти, и спасение, и Божие благословение, дочь моя! Письмо твое получил. Сердечно сочувствую твоей скорби, она понятна мне. Но нельзя скорбеть паче меры. Надо предаваться воле Божией. Ведь без воли Божией я не заболел бы. Моей болезни я не скрываю. Но не имею никакого докторского надзора, а потому и сам не знаю, в каком оно положении. Полагаю, что дело серьезно, ибо нет улучшения от начала, вот уже два месяца. Хотя доктор и буркнул, что не скоротечная, но он прямо сказал о серьезности положения, – приходит мысль и о скоротечности. Пока я, кроме слабости и легкой болезненности вообще в теле, ничего не чувствую. Но беспокоит меня то, что все время – повышенная температура, около 38°, а иногда, вечером, бывает и 39°. Кашель редкий. Мокрота, кажется, белая. Сначала доктор прописал тиокол с доверовскими, а потом прописал другие порошки. Я не чувствую никакой от них пользы и пока никаких не принимаю. Если можно достать тиокол, то я просил бы прислать мне этих порошков. Я хотя большого упования на лекарства не имею, но и не отвергаю. Пришли. Буду благодарен. Относительно того, что я упал и мне было дурно, – это выдумки. Я живу с о. Петром и прочел ему эти строки. Он засмеялся. Себя чувствую в одном положении, не хуже и не лучше. Но мысль о смерти все ближе становится мне. Быть может, и судит Господь мне умереть. Преподобный Феодор Студит, сам бывший в ссылках, ликует и радуется за умирающих в ссылках. Поэтому не надо унывать. Сон твой похож на истину[43]. Вообще я снам не верю, но бывают сны и истинные. Предадим его воле Божией. Я против тебя ничего не имею, ничем тобою обижен не был. Будь покойна и мирна, а все немощи твои да простит тебе Господь. Кайся. Я тебе говорил много раз, чтобы ты не говорила необдуманных слов. Из рук диавола может всегда освободить Господь – и только Он Един. А если при этом бывает человек, например духовный отец, то он действует не самостоятельно, а сколько дает ему Господь. Поэтому спасение – от Господа, и всякий его может получить, лишь бы только не унывал и не отчаивался. Ты склонна очень к унынию, ибо все близко принимаешь к сердцу. Это неправильно. Ты хочешь быть милосерднее Бога. Надо всякому человеку, тем более родному, сочувствовать. И помочь, что в твоей силе, а все остальное предавать воле Божией... Господь ведает, что творит. А живешь ты для спасения своей души, а вовсе не для спасения других. Хорошо спасать других. Но это часто не в нашей силе, да и хорошо только тогда, когда в порядке первая твоя обязанность – спасать твою душу. Поэтому не скорби о родных паче меры, да и обо мне. Ибо, поверь мне, Господь любит тебя и меня более, чем я и ты можешь себе вообразить. Жалко бедную Е. и деток. Надо молиться и вручить воле Божией, а там видно будет. Передай и деткам ее и м. N. мир и Божие благословение. Молюсь о них всегда. Но сходить тебе по них с ума не следует. Это – малодушие, которое погрешительно. Говорю тебе – не старайся быть милосерднее Бога. Смиряйся и приемли волю Божию. Что касается, где я живу. От Пинеги в 6 верстах, деревня Козловка, на берегу реки, дом Александры Перляковой. Пароходы в... идут мимо нашего дома. Молюсь, и боюсь за тебя, и могу только предать воле Божией. А так весьма затруднительно. Господь да хранит тебя от всякого зла на всех путях твоих. Няне и р.... привет. Помню их молитвенно. Пока у меня все необходимое имеется, но от масла коровьего и вина виноградного, но не церковного, не откажусь, если это можно, нетрудно достать. Если уцелели мои вещи, то ведь в них были совершенно ненужные, например шинель драповая. Она – дорогая, и можно продавать по мере надобности, чтобы не иметь затруднения в деньгах. Прости. Милость Божия да будет с тобою.