Единство Церкви и Всемирная конференция христианства

Ю. Толстой. Первые сорок лет сношений между Россией и Англией. СПб., 1875. С.383.

См. русский перевод: Чтения в Императорском обществе истории и древностей при Московском университете. М., 1874. Кн.4. С.33-34.

Летопись занятий Археографической комиссии. СПб., 1862. Вып.2. С.64.Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел. М., 1819. Ч.2, №201. С.408,411,413,416,418,421.Там же. С.421.Там же. №207. С.449-450.Потребник мирской. 1639. Л.399 и далее.Там же. Л.427 и далее.Там же. Л.431.Там же. Л.429.Чтения в Императорском обществе истории и древностей при Московском университете. М., 1868. Ч.4. С.316-324.Там же. С.323-324.Там же. Ч.3. С.77-78. О Соборе 1667 г. см.: Н.Ф. Каптерев. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Сергиев Посад, 1912. Т.2. С.209-255,366-420. С.394-406.Деяния Московских Соборов 1666 и 1667 годов. М., 1881. Л.74.Там же. Л.73.Чтения в Императорском обществе истории и древностей при Московском университете. М., 1867. Кн.3. С.266-267.Там же. 1873. Кн.2. С.5,30.Там же. С.37.Митрополит Петр Могила. Требник. Киев, 1646. С.164.Там же. С.192.Ράλλης και Πότλης. Σύνταγμα των θειων και ιερων κανόνων. T.5. Σ.614-916.История Греко-Восточной Церкви под властью турок. Сергиев Посад, 1896. Т.1. С.318-322.Там же. 1902. T.2. С.561-563.А.Н. Муравьев. Question religieuse d'Orient et d'Occident. P.176. - Труды КДА. Киев, 1864. Т.2. С.346-347.Имея общее исповедание того, что именно Православная Церковь является единой и единственной Церковью Христовой, православные богословы имели различные суждения относительно действительности Таинств в отделившихся от Церкви обществах. Кроме приведенных священномучеником Иларионом цитат, говорящих о бездейственности таинств еретиков и раскольников, можно упомянуть, например, высказывание святителя Феофана Затворника: "Кажется, Святая Церковь наша снисходительна к католикам - и признает силу не только крещения католического и прочих Таинств, но и священства, что очень значительно. Потому нам лучше воздерживаться как от задавания сих вопросов, так и от решения их... Одно только держать следует, что переходить к католикам не следует, ибо у них некие части в строе исповедания и церковного чина повреждены или изменены с отступлением от древнейшего. Больше сего не умею что сказать..." (Св. Феофан Затворник. Собрание писем. Вып.7. М, 1994. С.202). Митрополит Сергий (Страгородский) предлагает следующее решение вопроса о том, как сочетается вера о возможности спасения только в истиной Церкви Христовой, которой является Православная Церковь, с фактом, что Церковь "принимает крещение" и некоторые другие Таинства, совершенные в отделившихся от нее обществах. По мысли митрополита Сергия, в отношении к обществам, которых Церковь отделяет от себя из-за отступления их по вопросам догматическим или каноническим, можно применить аналогию с людьми, находящимися под дисциплинарными епитимиями, то есть временно для покаяния отлученными от причащения. Он пишет: "Как в частной дисциплине грешник после Таинства покаяния становится полноправным членом Церкви, сохраняя прежде полученные им от Церкви крещение и пр., так и здесь, принимая от Церкви то, что ему недостает (кто миропомазание, кто разрешение грехов в исповеди), обращающийся сохраняет на себе все те действенные Таинства, какие могло ему дать его инославное общество, то есть сама же Церковь, но не непосредственно, а через это общество, еще не совершенно отчужденное Ею". Однако, подчеркивает митрополит Сергий, до того, пока инославные не могут причащаться от единой с Православной Церковью Евхаристии, они отлучены от истиной Евхаристии и от причастия Тела и Крови Христовых. А по слову Спасителя: Аще не снести плоти Сына Человеческого, ни пиете Крови Его, живота не имате в себе (Ин.6:53) (см.: Митрополит Сергий (Страгородский). Отношение Церкви Христовой к отделившимся от нее обществам). - Прим. ред.Во втором томе сочинений А.С. Хомякова третье письмо к Пальмеру.