Достоевский о Европе и славянстве

Евклидов ум человека не принимает мир, не принимает и Христа, ибо таким образом созданный и построенный мир - бессмыслица, которую невозможно ни оправдать, ни искупить. Искупительный план Христа и Его спасительный подвиг - "безумие". Жестокая необходимость - суть немилосердных естественных законов. Они не позволяют войти в этот мир ничему Божественному. Они кровожадно уничтожают не только все человеческое, но и все Божественное. "Слушай большую идею: был на земле один день, и в середине земли стояли три креста. Один на кресте до того веровал, что сказал другому: "будешь сегодня со Мною в раю". Кончился день, оба померли, пошли и не нашли ни рая, ни воскресения. Не оправдалось сказанное. Слушай: этот Человек был высший на всей земле, составлял то, для чего ей жить. Вся планета, со всем, что на ней, без этого Человека - одно сумасшествие. Не было ни прежде, ни после Его такого же, никогда, даже до чуда. В том и чудо, что не было и не будет такого уже никогда. А если так, если законы природы не пожелали этого [124], даже чудо свое не пожалели, а заставили Его жить среди лжи и умереть за ложь, то, стало быть, вся планета есть ложь и стоит на лжи и глупой насмешке. Стало быть, самые законы планеты - ложь и диаволов водевиль. Для чего же жить, отвечай, если ты человек?" [125]

Мир со всей его ужасающей действительностью и человек со всеми своими жестокими свойствами не только доказывают, что есть Бог, но и полностью Его отрицают. В таком мире и из-за такого мира невозможно найти Бога. Так называемое космологическое доказательство существования Бога всего лишь наивная глупость. "И действительно, человек выдумал Бога, - говорит Иван. - И не то странно, не было бы дивно, что Бог в самом деле существует, но то дивно, что такая мысль - мысль о необходимости Бога - могла засесть в голову такому дикому и злому животному, каков человек, до того она свята, до того трогательна, до того премудра и до того она делает честь человеку" [126].

Измученный решением вековечной проблемы существования Бога и бессмертия души, слабый евклидов ум человека наконец приходит к единственно возможному решению: нет Бога, нет и бессмертия.

"- Иван, говори: есть ли Бог или нет?

- Нет, нету Бога.

- Иван, а бессмертие есть, ну там какое-нибудь, ну хоть маленькое, малюсенькое?

- Нет и бессмертия.

- Никакого?- Никакого.- То есть совершенный нуль или ничего. Может быть, нечто какое-нибудь есть? Все же ведь не ничто!- Совершенный нуль.- Кто же так смеется над человеком, Иван? В последний раз и решительно: есть Бог или нет? Я в последний раз!- И в последний раз - нет.- Кто же смеется над людьми, Иван?- Черт, должно быть, - усмехнулся Иван Федорович.- А черт есть?- Нет, и черта нет" [127].Примечания 64. "Братья Карамазовы", т.12, с.276. 65. Там же, с.27. ср. "Подросток", с.28. 66. Там же, с.272. 67. Там же, с.279. 68. Там же, с.278. 69. Там же, с.278-279. 70. Там же, с.278-279. 71. Там же, с.282. 72. Там же, с.282. 73. Там же, с.283. 74. Там же, с.283. 75. Цитата взята из произведения Д.С. Мережковского "Л. Толстой и Достоевский", ч.1, с.220. Изд. Тов-ва М.О. Вольфа, Петербург - Москва, 1912 г. 76. Достоевский. "Игрок", т.III, часть II, с.245. 77. Pensees (фр.) - мысли. (Прим. перев.) 78. "Братья Карамазовы", с.286-287. 79. Там же, с.287. 80. Аллюзия на пророчество пророка Исаии (Ис.11:6). 81. "Братья Карамазовы", с.289-290. 82. Курсив Достоевского. 83. Там же, с.290-291. Здесь очевидно идейное сходство между бунтом Ивана, возвращающего билет Богу, и не менее бунтарским возвращением таланта Богу злым слугой из евангельской притчи (Мф.25:24-26). 84. Там же, с.272. 85. Там же, с.288-289. 86. Ницше. Wille zur Macht, Nichilismus. 87. "Преступление и наказание", с.286. 88. "Идиот", с.441. 89. Там же, с.442. 90. Там же, с.444. 91. Там же, с.447-448. 92. J. Middledon Murry, F.M. Dostojevsky, a critical stude, 1916, p.37. 93. Macbeth, Act V, Sc. V Lafe's but a walking shadow, a poor player, That spruts and frets his hour upon the stage And then is heart no more: it is a tale Told by an idion, full of sound and fury Signifying nothing. "То жизнь? Тень мимолетная, фигляр, Неистово шумящий на подмостках И через час забытый всеми; сказка В устах глупца, богатая словами И звоном фраз, но нищая значеньем". ("Макбет" в переводе С.А. Венгерова) 94. "Бесы", с.112. 95. Там же, с.111. 96. Там же, с.650. 97. "Братья Карамазовы", с.130. 98. Там же, с.130. 99. "Бесы", с.170. 100. "Дневник писателя", т.10, с.350. 101. Курсив Достоевского. 102. Там же, с.349. 103. Курсив Достоевского. 104. Там же, с.351-352. 105. "Кроткая", т.X, с.409. 106. "Записки из подполья", с.95. 107. "Кроткая", т.X, с.386. 108. "Братья Карамазовы", с.295-297. 109. Мф.4:1-11; Мк.1:12-13; Лк.4:1-13; ср. Евр.4:15. 110. "Братья Карамазовы", с.299. 111. Там же, с.310. 112. Там же, с.303. 113. Там же, с.299-300. 114. Там же, с.300-301. 115. Там же, с.301. 116. Там же, с.302-303. 117. Там же, с.303-304. 118. Там же, с.304. 119. Там же, с.304. 120. Там же, с.304-305. 121. Там же, с.306. 122. Курсив Достоевского. 123. Там же, с.305-306,309. 124. Курсив Достоевского. 125. "Бесы", с.596. 126. "Братья Карамазовы", с.278. 127. Там же, с.160-161.Идеологи и творцы нового человека