Дневник, том III. 1860-1861. Созерцательное богословие. Крупицы от трапезы Господней.

Из поступков твоих ясно видно, что ты больше любишь корысть вещественную, чем брата своего, чем разумную и бессмертную его душу. Но знаешь ли, что, питая брата даром, ты каждый раз делаешь это Самому Богу, Коего образ в себе <он> носит, ибо дело, делаемое образу, восходит к Первообразу! Ужаснись своих дел!

Ты горд и потому крайне не любишь, когда другие смеются над тобою, явно или намеком обличат тебя в какой–либо страсти или понапрасну укорят явно или намеком в каком–либо не существующем в тебе грехе. — А вспомни о Спасителе: Его, Самую Истину, называли льстецом: льстит народы (Ин. 7, 12), имеющий беса (См.: Ин. 8, 48, 52)… Люби все то, что не нравится плотскому человеку, из–за чего он скорбит — из–за того радуйся.

Ты не имеешь любви к Богу, к Божией Матери, к святым, ты не имеешь искренней любви к матери, к жене, к своим (по жене) [185] — значит, ты не начинал жить по–христиански, ты ни на шаг не подвинулся в христианстве.

Христа мы держимся верою, отпадаем от Него сомнением и неверием и сомнением и неверием соединяемся с диаволом.

† Пока вы не приступили искренно работать Богу (Ср.: Кол. 3, 24), дотоле вы, кажется, имеете и веру, и надежду, и любовь, а как стали искренно служить — откуда берется по времени сомнение, маловерие и неверие, уныние и самое отчаяние (в пучину [186] впад уныния) и ощущение крайнего недостатка сердечной любви к Богу и к людям. Но не отчаивайтесь: все надейтесь и надейтесь. Много козней враг строит над христианами, подвизающимися в надежде спасения: он в них производит и сомнения, и неверие, и уныние лютое, и сухость сердечную, и недостаток любви, а вместо любви — злобу, холодность к Богу и людям и жгучую привязанность к земным благам.

Не могу не верить, чтобы Владычица не слышала и не исполняла моих молитв: вслед за молитвою Она оживляет и просвещает мою душу; после Бога Она — держава моя; что Она слышит меня и исполняет мои молитвы — это так же действительно, как действителен я и моя скорбь. От Владычицы исходит сила для души моей, исцеляющая и сохраняющая.

Читаю, читаю священные книги о Боге и Его делах и все не насыщаюсь: все ищу больше и больше познаний об Нем, все хочу больше и больше приближаться к Нему. И что же? Будет ли жажда моя удовлетворена? О! Насыщуся, внегда явитимися славе Твоей (Пс. 16, 15). Жаждущии насытятся (Ср.: Мф. 5, 6).

Обличай чаще сердце свое в сомнении и неверии, в том, что оно, имея ежедневно столь много доказательств промышления Божия о тебе, еще дерзает сомневаться и вдаваться хоть на краткое время в неверие, по козням врага. Обвиняй себя чаще внутренно пред Богом в своем маловерии и моли Его помочь твоему неверию (Ср.: Мк. 9, 24).Θ От недостатка надежды на Бога касательно земных благ — здоровья, внешнего благополучия (имения, пищи, пития), сколько бывает убийственных забот и беспокойств, негодования на других, на неблагоразумие свое и других, зависти, ненависти, рвения.(Помолиться о рабе Божией Александре — о здравии ее.)† Господи! Аз рех в сердце моем: Ты — держава души моея в коеждо мгновение жизни моея, Ты — хранение мое в добре, Ты — Сила моя, Ты — избавление мое от всякого зла и охранение от зла — и упокойся дух мой.Сладость плотская и сладость духовная несовместимы в человеке. Потому, желающий сердечной, духовной сладости боится вкушать плотских сладостей, чтоб они не изгнали сладости Духа Святого.Как невидимая душа оживляет и поддерживает тело, так Невидимый Бог оживляет и держит все миры и всех тварей.Аз пришед изцелю его (отрока) (Мф. 8, 7). Ты веришь словам, например, часового мастера, когда на твою просьбу поправить твои попортившиеся часы он отвечает: я приду и исправлю их. Не тем ли тверже и бессомнительнее мы должны веровать, когда Зиждитель нашего тела и души говорит: Я приду, исцелю его, — или: Я приду, воскрешу его (Ср.: Ин. 11, 11). Как часовой мастер дает, так сказать, жизнь часам моим, в коих механизм повредился и перестал действовать, влагая в них упругий волосок и колеса вместо души, сообщая им движение и приводя в порядок все части механизма: так Господь, Жизнодавец и Бог наш, в одно мгновение может воскресить умершего как Зиждитель его души и тела.