В. Адаменко Служебник

Прокимен, гл. 6: «Блажен путь, по которому ты, душа, идешь ныне, ибо тебе приготовлено место упокоения». Стих: «Возвратись, душа моя, в покой Твой; ибо Господь облагодетельствовал тебя», (Пс. 114; 7).

Стихиры при последнем целовании, гл. 2.: 1. «Приидите, братья, дадим последнее целование умершему (умершей), принося благодарение Богу. Вот он ушел от своих родственников и спешит к могиле, уже не заботясь о земной суете и о многострадальной плоти. Где теперь его родные и друзья? Сейчас мы с ним (с ней) разлучаемся. Помолимся же Господу, чтобы Он упокоил его (ее)». 2. «Что это за разлука, братья, что за плач, что за рыдания в настоящие минуты? Приходите же, целуйте его (ее), недавно бывшего с нами. Он отдается могиле, покрывается камнем, поселяется во тьме, погребается с мертвыми. Он (она) разлучается в эту минуту с родными и друзьями. Помолимся же Господу, чтобы Он упокоил его (ее)». 3. «Ныне расстраивается все лукавое торжество житейской суетности: дух ушел из своего жилища и глина почернела; сосуд разбился, он безгласен, бесчувствен, мертв, недвижим. Провожая почившего в могилу, помолимся Господу, чтобы Он дал ему вечное упокоение». 4. «Что наша жизнь? Поистине–цвет, дым, утренняя роса. Вот приходите, посмотрим пристально на могилы: где красота телесная, где юность, где глаза, где стройность тела? Все высохло, как трава; все обезображено. Приходите же, со слезами припадем к стопам Христа». 5. «Разлучение души с телом есть великий плач и рыдание, великий стон и страдание. Кратковременная человеческая жизнь, призрачная тень, обольстительный сон с воображаемыми несчастиями земной жизни, есть ад и погибель. Поэтому далеко убежим всякого мирского греха, чтобы наследовать царство небесное». 6. «Подумаем все о последнем часе, видя лежащего пред нами мертвеца. Вот он исчезает, как дым от земли; отцвел» точно цветок; скошен, как трава; обвит полотном, засыпается землею. Оставив его навсегда невидимым, помолимся Христу, чтобы Он дал ему вечное упокоение». 7. «Приходите, потомки Адамовы, посмотрим на подобного нам, поверженного на землю, потерявшего всякое благообразие, разложившегося в гробу от гнилостных червей, поглощаемого тьмою и покрываемого землею. Покинув его навсегда невидимым, помолимся Христу, чтобы Он дал ему вечное упокоение». 8. «Когда душа готовится быть насильно унесенной из тела страшными ангелами, она забывает всех родственников и знакомых и только заботится о том, как стать на предстоящем суде с ответом за суету и прегрешения несчастной плоти и получить прощение. Поэтому смиренно все помолимся Судии, чтобы простил ему Господь все грехи, ям сделанные». 9. «Приходите, братья, посмотрим в гробу на пепел и прах, из которого мы созданы. Куда мы ныне идем, что с нами стало? Кто здесь бедняк и кто богач? Кто господин, кто благородный–не все ли одинаково пепел? Разложилась красота лица, а весь цвет юности иссушила смерть». 10. «Поистине все житейские удовольствия и слава суть обреченное на гибель ничтожество: все мы умираем, все будем мертвецами, — властители и правители, судьи и вельможи, богатые ж нищие и всякое человеческое существо. Некогда живые, ныне повержены в гробах. Помолимся, да упокоит его Господь». 11. «Все члены тела являются теперь праздными; недавно они двигались, ныне все бездействуют, мертвы, бесчувственны: глаза померкли, ноги связаны, а рукн и слух бездейственны; на язык наложена печать молчания, –человек предается могиле. Поистине все человеческое–одно ничтожество»1. 12. «Спасай надеющихся на Тебя, Матерь незаходящего Солнца, Бого–родительница, молим Тебя: Твоими молитвами умоли Всемилостивого упокоить ныне переселившегося от нас, где упокоеваются души праведников; сделай его, Непорочная, наследником Божественных благ в жилище праведников, в память вечную». Слава, гл. 6: «Видя меня, лежащего пред вами безгласным и бездыханным, плачьте обо мне, братья и друзья, родные н знакомые. Вчерашний день я беседовал с вами и внезапно настал для меня час смерти. Приидите же все, любящие меня, и дайте мне последили поцелуй, ибо я уже не буду более ходить и беседовать с вами, так как иду к Судье, у Которого нет лицеприятия: раб и господин вместе стоят перед Ним, властитель и простой воин, богатый и бедный–в равной чести; каждый прославится или посрамится собственными делами. Поэтому я смиренно прошу всех непрестанно молиться за меня Христу Богу, чтобы меня но отвели по грехам моим в место мучения, но чтобы Он вселил меня тудч, где Свет жизни». И ныне, Богородичен, гл. 6: „ По молитвам родившей Тебя, Христе, и Предтечи Твоего, Аиостолов, пророков, иерархов, преподобных и праведных, и всех святых,” умершего раба Твоего упокой».

Тропари, гл. 4; 1. «Спаситель, упокой душу раба Твоего (рабы, рабов) с душами праведников, достигших совершенства, храня ее в блаженной жизни у Тебя, Человеколюбец». 2. «В Твоем месте упокоения. Господи, где все святые Твои находят ноксй, упокой и душу раба Твоего (рабы, рабов), ибо Ты — Один Человеколюбец». Слава: «Ты — Бог, сошедший в ад и превративший страдания узников, Сам Ты и душу раба Твоего упокой». И ныне: «Единая Чистая и Непорочная Дева, Бога бессеменно родившая, моли о спасении души его (ее, их)».

Ектения:”. Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молимся Тебе, услышь и помилуй». «Еще молимяя об уцокоении: души (душ) и т. д. стр. 245.

Отпуск: «Воскресший из мертвых и владычествующий над мертвыми и живыми Христос Истинный Бог наш, по молитьам Пречистой Своей Матери, святых славных и всехвальных Апостолов, преподобных и богоносных отдев наших и всех святых, душу переселившегося от нас в жилище праведных вселит, вместе с Авраамом упокоит и к святым причислит, а нас помилует, как Благий и Человеколюбец».

«В блаженстве праведных подай, Господи, вечный покой скончавшемуся рабу Твоему (рабе, рабам) и сотвори о нем (ней, них) вечную память».

Разрешительная молитва над скончавшимся. «Господь наш Иисус Христос, сказавший Своим учебникам н Апостолам: «Приимите Святого Духа. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся; что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе»(Иоан. 20; 23. Мф. 18; 18), даровал им по Божественной Своей благодати власть связывать и разрешать грехи людей. Этой же властью, по преемству от них принятой нами, да сделает через меня, смиренного, прошенным это духовное чадо (имя) от всех его грехов, совершенных перед Вогом, по человек ческой немощи: словом, делом, помыслом, всеми своими чувствами, произвольно и невольно, сознательно и несознательно, через которые он и подпал под архиерейскую или иерейскую клятву или отлучение, или навлек на себя проклятие родителей, или подпал под свое проклятие, или клятву нарушил, или связан, как человек, другими какими грехами, но во всех их с сокрушением сердца покаялся, –да разрешит его от всех этих внвов–ностей и уз. Грехи же, по человеческой немощи предай ныне забвению, да простит ради Своего человеколюбия, по молитвам Пресвятой, Преблагое л овеяной Владычице нашей Богородицы и Вечнодевы Марии, святых славных и всехвальных Апоетолов и всех святых. Аминь?.

VIII. Стихиры, тропари, прокимны, ирмосы и каноны из служб Великого Поста.В неделю «мытаря и фарисея».Стихира на «Господи воззвах», гл. 4: «Братья, не будем молиться, подобно фарисею, ибо возносящий сам себя будет унижен. Смирим себя пред Богом; подобно мытарю в посте воззовем: «Боже, очисти нас грешных»”. На хвалитех: «Душа моя, познавши различие между мытарем и фарисеем, возненавидь гордую молитву фарисея; подра–лсай благоумиленной молитве мытаря и возгласи: «Боже, очисти меня грешного и помилуй меня». Кондак, гл. 4: «Будем избегать фарисейского высокомерия и научимся смирению мытаря, в покаянных воздыханиях взывая: «Спаситель мира, очисти рабов Своих».В неделю «блудного сына».Стихиры на»Господи воззвах», гл. 1: 1. «Познаем, братья, силу таинства. Преблагой Отец, вышедши навстречу к блудному сыну, возвращавшемуся от греховной жизни в отцовский дом, целует его и снова возвращает ему прежнюю честь и, закалая откормленного теленка, устраивает веселие, изображающее радость на небесах, где бы и нам удостоиться общения с человеколюбивым Отцем, пожертвовавшим Своим Сыном, Спасителем наших душ, достославно отдавшим Себя на заклание». 2. Гл. 2: «Молитву блудного приношу Тебе, Господи: «Я –грешник пред очами Твоими, Благий; я расточил богатства Твоих дарований, но прийми меня, кающегося, Спаситель, и спаси меняа.Тропарь–седален, гл. 1: «Об'ятия отцовские раскрыть мне поспеши: блудно растратил я мою жизнь, безучастно смотря на неисчерпаемое богатсво милостей ТВОИХ, Спаситель. Не презри теперь моего обнищавшего сердца, ибо к Тебе, Господи, в умилении взываю: согрешил я, Отче, против неба и пред Тобою». Кондак, гл. 3. «От Отеческой славы Твоей безумно убежав, я в пороках расточил богатство, которое Ты дал мне. Поэтому словами блудного сына взываю к Тебе; «Я согрешил пред Тобою, Милостивый Отец, прийми меня, кающегося, и устрой, как одного из наемников Твоих».. Стихира на хвалитех, гл. 4: «Как блудный сын пришел я к Тебе, Щедрый Отец, проведши всю жизнь на чужой стороне; я расточил богатство, данное мне Тобою; Боже, прийми и помилуй меня, кающегося».В неделю «мясопустную».