О молитве

Точно так же и с молитвой. Если наша жизнь не является подготовкой к молитве, то и молиться нам бывает очень трудно. Молитва — это индикатор нашей духовной жизни, своеобразная лакмусовая бумажка. Мы должны выстраивать свою жизнь таким образом, чтобы она соответствовала молитве. Когда, произнося молитву»Отче наш», мы говорим:«Господи, да будет воля Твоя», — это значит, что мы всегда должны быть готовы к тому, чтобы исполнять волю Божию, даже если эта воля противоречит нашей человеческой воле. Когда мы говорим Богу:«И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим», — мы тем самым берем на себя обязательство прощать людей, оставлять им их долги, потому что, если мы не оставляем долги нашим должникам, то, по логике этой молитвы, и Бог не оставит нам наших долгов.

Итак, одно должно соответствовать другому: жизнь — молитве и молитва — жизни.

Без этого соответствия не будет у нас успеха ни в жизни, ни в молитве.

Не будем смущаться, если нам трудно молиться. Это означает, что Бог ставит перед нами новые задачи, причем решать их мы должны и в молитве, и в жизни. Если мы научимся жить по Евангелию, то научимся и молиться по–евангельски. Тогда и жизнь наша станет полноценной, духовной, истинно христианской.

6. ПРАВОСЛАВНЫЙ МОЛИТВОСЛОВ

Молиться можно по–разному, например, своими словами. Такая молитва должна постоянно сопутствовать человеку. Утром и вечером, днем и ночью человек может обращаться к Богу с самыми простыми, идущими из глубины сердца словами.

Но есть также молитвословия, которые еще в древности были составлены святыми, их нужно читать, чтобы учиться молитве. Эти молитвословия содержатся в»Православном молитвослове». Там вы найдете молитвы утренние, вечерние, покаянные, благодарственные, найдете различные каноны, акафисты и многое другое. Купив»Православный молитвослов», не пугайтесь, что в нем так много молитв. Вы не обязаны все их читать.Если утренние молитвы прочитать быстро, это займет примерно двадцать минут. Но если их читать вдумчиво, внимательно, отзываясь сердцем на каждое слово, то чтение может занять и целый час. Поэтому если у вас нет времени, не пытайтесь прочитать все утренние молитвы, лучше прочитайте одну–две, но так, чтобы каждое их слово дошло до вашего сердца.Перед разделом»Молитвы утренние»говорится:«Прежде чем ты начнешь молиться, постой немного до тех пор, пока не утихнут твои чувства, и затем с вниманием и благоговением произнеси:«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Постой еще немного и только потом начинай молиться». Эта пауза,«минута молчания»перед началом молитвы, очень важна. Молитва должна вырасти из тишины нашего сердца. У людей, которые ежедневно»вычитывают»утренние и вечерние молитвы, постоянно существует соблазн прочитать»правило»как можно скорее, чтобы приступить к повседневным делам. Часто при таком чтении ускользает главное — содержание молитвы..В молитвослове много прошений, обращенных к Богу, которые повторяются несколько раз. Например, вы можете встретить рекомендацию прочитать»Господи, помилуй»двенадцать или сорок раз. Некоторые воспринимают это как какую‑то формальность и вычитывают эту молитву на большой скорости. Между прочим, по–гречески»Господи, помилуй»звучит как»Кирие, элейсон». В русском языке есть глагол»куролесить», который произошел именно от того, что псаломщики на клиросе очень быстро по много раз повторяли:«Кирие, элейсон», то есть не молились, а»куролесили». Так вот, в молитве не нужно куролесить. Сколько бы раз вы ни читали эту молитву, она должна быть произнесена со вниманием, благоговением и любовью, с полной отдачей.Не нужно стараться вычитать все молитвы. Лучше посвятите двадцать минут одной молитве»Отче наш», повторяя ее несколько раз, вдумываясь в каждое слово. Не так- то легко бывает человеку, не привыкшему подолгу молиться, сразу вычитывать большое количество молитв, но к этому и не надо стремиться. Важно проникнуться тем духом, которым дышат молитвы Отцов Церкви. Вот главная польза, которую можно извлечь из молитв, содержащихся в»Православном молитвослове».7. МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО