Вступление в Церковь

De baptismo, XVIII.

Энкратиты (ог греч. enkrateia — воздержание) — основанная апологетом Татианом в конце II века гностическая секта, члены которой отвергали брак, отождествляя его с блудом, а также употребление мяса и вина, так что даже в Евхаристии заменили вино водой: в широком смысле энкратазм — чрезмерный аскетизм.

Ипполит Римский, Апостольское Предание, XVI .23–24.Апостольские Постановления, VIII, 32.Иустин, Апология, 61 и 65. (Русск. пер. П.Преображенского, М, 1864, с.101 и 106.)Учение двенадцати апостолов, VII.Агапы (от греч. agape — любовь) — «вечери любви» в раннехристианской Церкви, совместные общинные трапезы, во время которых совершалась Евхаристия.Ad. Smyrn., VIII.Ibid.De baptismo, XVII.Апостольское Предание, XX.О церковной иерархии, II. PG III, 393–396. (Русск. пер.: Писания св. Отцев и учителей церкви, СПб, с.34–36.Апостольские Постановления, III, 11.( Русск. пер. с. 112.)Holz. Die Taufgebete Hippolyts und andere Taufgebete der alien Kirche. — Zeitschrift fur Kirchengeschichte, 1906.Письмо LXXIII, 9. Ср. Тертуллиан, De baptismo, VII.Оглашение, или катехуменат (от греч. katecheo — оглашать, устно наставлять, учить) — практика обучения истинам веры всех, готовящихся к крещению; существовала повсеместно в древней Церкви в II — V веках.PL IV, 1445.De baptismo, XIX. (Русск. пер.: СПб, 1847, ч,2, с.27.)Ibid.См. J.M.Vansleb. Histoire de l'Eglise d'Alexandrie. Paris, 1677, p.83.Под пасхальными спорами имеется в виду различное истолкование в раннехристианской Церкви смысла празднования Пасхи и, соответственно, времени ее празднования, которое выявилось при обуждении этого вопроса папой Виктором (183–199) с представителями церквей Малой Азии. Для малоазийских христиан Пасха была воспоминанием страстей Христовых и поэтому праздновалась в день иудейской Пасхи 14 нисана; западные, греческие и египетские христиане праздновали Пасху в первое воскресенье после 14 нисана в воспоминание воскресения Христа. Окончательное решение о праздновании воскресной Пасхи было принято на 1 Вселенском соборе в Никее (325).Апостольское Предание, XX.См. у Григория Нисского — PG 46, 577.Клиники — от греч. kline–ложе, кровать; klineres — прикованный к ложу, больной.Epist. 69.Евсевий Кесарийский, Церковная история, VI, 43. (Русск. пер.: с.357–358.)Orat. XL PG 36, 360.59–е правило Трулльского собора.31–е правило того же собора.12–ое правило Двукратного собора.Возможно, что 58–ое правило Лаодикийского собора не имело в виду совершение Евхаристии в домовых церквах, которые в это время вряд ли существовали. Вероятно, в некоторых местах, особенно удаленных от больших центров, верные не имели еще специальных зданий для церковных собраний, а продолжали собираться в частных домах. Лаодикийский собор нашел это недопустимым и, запрещая совершение Евхаристии в домах, тем самым требовал устройства отдельных храмов. Если даже смысл этого правила таков, то последующее церковное сознание, которое совершенно забыло о первоначальной христианской практике, восприняло его как запрещение совершения Евхаристии в домовых церквах.Иоанн Зонара — византийский канонист XII века, составитель комментариев на правила «апостолов», соборов и святых отцов.