Радостная весть. Сборник лекций

— Что будет с душами тех, когда придёт Воскресение из мертвых, чьи тела были кремированы?

— Это не имеет значения. Распад, как он происходит: огнём или не огнём…

— Можно ли утренние и вечерние молитвы совершать про себя? Если это нежелательно, объясните, пожалуйста, почему?

— Можно, конечно. Можно.

— Что такое Соборование?

— Это таинство, совершаемое над больным, это молитва об исцелении человека.

— Расскажите, пожалуйста, как надо поститься.

— У меня будут две беседы, посвящённые специально Великому Посту. Они будут проводиться в церкви Святого Георгия на Разина, и в этот же день в восемнадцать тридцать — на Волхонке, напротив музея Изобразительных Искусств. Два раза будет. Когда точно, я не … (Голоса из зала: одиннадцатого и двадцать пятого…) Вот люди лучше меня знают: одиннадцатого и двадцать пятого марта. Волхонка — напротив музея Изобразительных Искусств. Там Дворец Культуры. Буду рассказывать о Посте. Так…— Среди десяти заповедей, данных Израилю, есть «не убий». Это явно противоречит часто встречающемуся в Ветхом Завете побиванию камнями (нрзб) … и так далее.— Надо сказать, что социальные условия, в которых жило раннее ветхозаветное общество, безусловно, были суровыми, варварскими, жестокими. И законодательство тоже было соответственно жестоким. Десять же заповедей стоят над веками и социальными условиями. Они не могут рассматриваться как юридические нормы. Это — нравственный идеал, а не уголовный кодекс. Понимаете? Есть огромная разница между нравственным идеалом и уголовным кодексом. Так вот, многие места Библии есть древний уголовный кодекс. Скажем, в книге Исход после десяти заповедей идут всевозможные казуистические законы, то есть законы «на случай». Если бык кого–то убил, как заплатить, кто должен, и так далее. Это было необходимо в то время, сейчас это уже упразднено.— Отношение христианской церкви к убийству, например, на войне?— Трудный вопрос, трудный. В общем, наверное, всё–таки, Церковь должна быть против убийства. Но если приходит враг и уничтожает твой народ, твой город, и ты не защищаешь его, то ты являешься соучастником в убийстве. Так что из двух зол приходится выбирать меньшее.— Реанимация — насколько она милосердна: надо ли возвращать людей в наш трудный мир?— Вопрос к медикам. Есть примерно тридцать процентов реанимированных, которых мы только этим мучаем. Но… я всё равно сторонник абсолютно реанимации. Почему? Если медработники начнут делить людей на классы: вот этих надо реанимировать, а эти пусть помирают, — мы далеко так пойдём. Это будет уже…в конце концов будут реанимировать только ответственных работников. (Смех). Все остальные пусть погибают. (Смех).