Радостная весть. Сборник лекций

— Потому что есть сфера подсознательного, бессознательного, которая погружает нас в некое поле единого человечества, живых и умерших. Карл Густав Юнг называл это, так сказать, миром архетипов человечества. И вот именно на этом уровне эти соприкосновения наиболее естественны.

— В чём разница отпевания заочно и когда покойник стоит в церкви?

— В принципе, никакой разницы нет. Единственная разница — просто родным приятно, и для покойника тоже разница. Вот если он умер недавно, — быть может, он ещё здесь как бы присутствует, его дух.

— Правда ли, что вы отпевали Анну Ахматову?

— Нет. Нет. Она умерла в Ленинграде, и…

— Почему отпевают только крещёных? Разве не равны перед Богом крещёные и некрещёные?

— Конечно, равны. Но христианское отпевание по своим текстам предполагает члена общины. И иначе будет какой–то фарс, если мы будем ему приписывать, хотя бы формально, члена общины.

— Дух и душа — эти понятия одинаковые? В чём разница?— Душа — это психика. Психика — это мост между телом и духом. Психика свойственна животным. А дух человека … Дух — это начало творческое, начало созидающее, начало личностно–бессмертное.— Известно, что у людей, занимавшихся спиритизмом, происходит ломка судьбы. А если человек исповедовался в этом грехе?— Не знаю, но вот я, сколько людей ни опрашивал, кто занимался спиритизмом, всё–таки последствия этого были довольно тяжёлые.— Может ли душа умершего человека воплотиться при рождении другого?— Ну, этот вопрос спорный. Христианство в это не верит.— Как относится к перевоплощению иудаизм?— Тоже не принимает его.— Как объяснить, что прорицатель видит весь путь человека?— Есть некое измерения бытия, в котором все события как бы находятся на одной плоскости. Вне времени. Вне времени. И вот туда проникает взор прорицателя–пророка. И, конечно, Божий взор.— Мне очень дороги мои предки. Что мне делать для них, ушедших? Я люблю их и хочу, если не помочь, то как–то облегчить их.— Значит, по–моему, молиться за них, это как раз и есть.— У Иоанна Богослова есть изречение в одной из книг, что останутся только семь церквей, в которых сохранится Благодать. Как это понимать?— «Семь» в Библии — символ полноты. И когда в Апокалипсисе Иоанна Богослова сказано о семи церквах — это конкретные церкви в Малой Азии — нынешней Турции, там вообще никаких церквей сейчас нет, один ислам; так вот, «семь» — это полнота Вселенской Церкви. Символ полноты Вселенской церкви.— Как вы относитесь к теории Мартынова? Сейчас вышла его книга.— Это, так сказать, оккультная книга, ничего там нового в сравнении со старым оккультизмом я не нашел. Но когда он пишет, что… В таких вещах духовных часто много интересного есть, вот… Мне приятно, что он так высоко ставит Бердяева, вот, но есть мысли, которые я не могу разделить.— Существует ли связь между постом и духом человека?— Конечно, потому что когда человек постится, он укрепляет свою власть над плотью. Это очень важно. Не уничтожает плоть, а укрепляет власть.— Почему именно в девять дней, в сорок дней, и так далее?— Есть какие–то этапы развития индивидуальной судьбы посмертной, они соответствуют на нашей Земле вот этим дням.— По скольку воплощений человека появляется на земле и с чем это связано?