Радостная весть. Сборник лекций

Так, значит, лекции по чтению Библии мы начнём с того года. Я распределю всё до июня месяца, то есть на всё полугодие. Потом в июне — июле сделаем перерыв, в августе составим расписание, если будем живы, и с сентября всё начнём.

— Защищает ли от дурного глаза ношение Креста?

— Только относительно. Только относительно. Всё–таки защищает вера, а не металлическое изображение.

— Будет ли Православная Церковь переходить на новый календарный стиль?

— Пока таких признаков я не вижу.

— Как подготовиться к Крещению? С какого момента можно считать себя готовым?

— Вот я провожу специальные занятия «Ты готовишься к Крещению» в библиотеке Иностранной литературы. После Пасхи, когда мы крестим тех, кто подготовился, снова начнем. Но где, я ещё не знаю.

— Что было с нами до нашего рождения на Земле?— Мы были в едином Адаме, только не отпочковавшись от него— Почему во время поста усугубляется влияние зла?— А это по закону Ньютона: действие равняется противодействию. Мы начинаем духовно как–то активизироваться, и враг не дремлет.— Сохранились ли жертвоприношения в современном иудаизме?— Нет, не сохранились.— Вроде бы все эти рекомендации исходят от Бога?— Для того времени — да, потом это всё ушло. Только ли отсталостью и дикостью народа объясняется? Каждая эпоха, — не забывайте, что это было всего три тысячи лет назад, — там есть свой смысл, но подробно в это входить я сейчас не могу. Жертвы не могут приноситься, потому что Господь потом установил только одно место для жертвоприношений. Это — Храм Божий. Но Храм уничтожен и не может быть восстановлен. Вот так получилось. На этом месте стоит прекрасная мечеть Омара — тоже во имя Божие, и никто сносить её, естественно, не даст, не позволит, и нельзя этого делать.— Если жертвоприношения были отменены, то когда?— Кстати, для иудейства перед явлением Христа жертвы уже становились всё более и более второстепенными. Вот. О смысле жертвы я расскажу тогда потом.— Да, ну тут про козла отпущения, это всё очень интересно, но, боюсь, что это нас отвлечет в сторону…— А, значит, в отношении того, что Ахматова умерла в Москве. Да, правильно, но хоронили–то её в Ленинграде. Поэтому отпевание там совершалось. Вот. Я имел в виду похороны её.— Как получается, что некоторые люди помнят свои предыдущие воплощения?— Я думаю, что это есть влияние духовного контакта с умершими людьми, которые не нашли себе покоя, так сказать. Целый пласт таких душ окружает нашу Землю. И часто морочат людям головы, между прочим.— Как молодой человек двадцати двух лет может считать выполненным свой долг? Он очень любил всё живое на Земле, но погиб очень рано, двадцати двух лет.— Ну, об отдельной судьбе говорить трудно. Но кто знает, можно иногда выполнить свой долг и даже в детстве.— Как разрешается антиномия между столь явно компиляционным характером Священного Писания и Ветхого Завета и догматом об его боговдохновенности?— Очень просто. Священное Писание является богочеловеческим произведением. У него есть сердце, тайна, идущие непосредственно от ока Божия, — и плоть, которая создавалась людьми определённой эпохи, определённой культуры, определённого характера, и была у него такая же судьба, как и у других книг. Это не антиномия, а это диалектика единства писания Богочеловечеством.— Как вы относитесь к гипотезе принадлежности Откровения Иоанна к Ветхому Завету, о происхождении его ещё до рождественского периода истории?— Эта теория была выдвинута в начале нашего столетия, но против неё выдвинуто много аргументов; сегодня её почти никто не признаёт. Кроме того, надо сказать, что в той форме, в которой Откровение Иоанново существует сейчас, оно, безусловно, Новозаветное и … даже если автор использовал какие–то элементы древней книги, это не имеет значения.— Может ли судьбы умершего оказать влияние на судьбу живущего?