Познание Бога происходит постепенно, по мере очищения сердца от страстей

Если мы будем стараться очищать сердце свое от страстей (а не действовать оные), то, по мере очище­ния, благодать Божия будет отверзать очи сердечные к видению света истинного; блажени чистые серд­цем, яко тии Бога узрят (Мф. 5, 8), но тогда, когда и смирением усовершат себя, ибо смиренным откры­ваются таинства; но мы, кажется, еще не перешли Чермного моря страстей и не приближаемся к горе Синайской, где Моисей видел Бога в купине, и после принял на оной же горе закон от Бога; а больше находимся в Египте и в плинфоделании понуждае­мые от мысленного Фараона работать ему и созидать грады страстей... (III, 279, 497).

БОГОСЛОВИЕ

Верным чадам Церкви надо верить, что учение Ее непогрешительно

Что нам, страстным, входить в неведомые тайны и в постановления Церкви, а просто повиноваться оной и считать учение ее непогрешительным. «Гор­дый испытует тайны, но таинства открываются смиренным»... Можно бы и еще много найти, но оставляю, считая излишним страстным нам в море бого­словия пускаться. Лучше постараемся помаленьку очищать от страстей ум и сердце, тогда сама собою благодать напишет законы свои на чистых скрижа­лях сердечных (V, 37, 71—72).

Ты спрашиваешь меня о собеседовании о Боге, о Его вездесущии, судьбах Его и прочем; при оном чувствуешь ты утешение, и позволительно ли оное чувство? Все то, что приводит нас к любви Божией и смирению, позволительно; но надобно знать нам свою меру и не увлекаться в высоту, а паче при страстном нашем устроении. Думаю, по­мнишь ты, как один брат говорил старцу, что он зрит всегда Бога, а он ему отвечал: «блажен, кто зрит грехи свои». И к Пимену Великому пришедши брат, когда вопрошал его о великих, божественных вещах или материях, то он молчал и ничего не отве­чал; а когда тот, быв вразумлен, стал вопрошать о немощах и страстях, то и он отверз уста свои и благо­дать Божия излилась; впрочем, нельзя совершенно отречь сего собеседования, но не увлекаться утеше­ниями. Мы ведь и читаем и поем, а все поучаемся о Боге, о Его Промысле и о заповедях. Везде потреба смирения! (IV, 40, 85—86).

Твое... не право мнение, что Господь наш Иисус Христос постоянно страдает от наших грехов. Он во время страсти Его пострадал за все наши грехи и бывшие и быть имеющие, ибо они все Ему были известны по предуведению, но мы, согрешая, распинаем Его не в настоящее время, а во время страдания Его — участвуем в оном. Он же в вечной славе царствует со Отцем и Святым Духом. А жертва, единою принесенная на кресте, ежедневно приносится безкровно на Литур­гии о нашем спасении. Советую не входить в богосло­вие, сердца наши еще страстны; будем пещися об очищении себя от страстей (IV, 67,163).

Спасибо тебе... что ты сама решила свой вопрос о изведении Господом из ада прежде воплощения умерших людей — душ. Не наше дело богословствовать; и св. Лествичник и св. Исаак и св. Варсонуфий не дозволяют нам о сем любопытствовать и испыты­вать, а оплакивать свои грехи и очищать страсти. А я скажу о сем мое мнение, что я не знаю, и, верно, не ошибочно сие. Богу это известно: в Его власти со­стоит наказать и миловать, и суд весь дан Сыну (IV, 73, 180—181). БОГОСЛУЖЕНИЕ Богу приятно простое молитвенное пение со смирением ...А ваши клиросы поможет Бог исправить: про­поют и прочитают во славу Его. Ежели не будет партеса, то о сем не печальтесь: Бог сего не ищет, а этим утешается суетное наше тщеславие, которое не есть Богу приятно; наблюдайте только, чтобы порядок, скромность, чин, благоговение и тишина соблюдались по клиросам. Что нужды, что мирские нас не похва­лят за то, что не тонко поют? Лучше от Бога услышаны будете... (VI, 10,18). О превосходстве церковной молитвы Ты скорбишь о беспорядочной службе церков­ной. Конечно, скорбно видеть это, ибо для нас первое утешение — чинное славословие Божие. Ангели выну хвалят Господа со страхом, и вся тварь благоговеет пред Ним и хвалит Его... хвалит Его и словесная Его тварь — человек... А как не в твоей воле состоят ваши беспорядки, то ты и предоставь это воле Божией. Он Сам попечется утешить богособранное стадо Свое, токмо не западала бы в вашем ревновании о благочинии и благоговении искра тщеславия, иначе она и попалит все прочее. Как идет, так пусть и идет, а ты не входи, ибо тебе не поручено наблюдать за порядком. Лучше дома прочти кафизму благоговейно, а церкви не удаляйтесь; ибо одно «Господи, помилуй!» соборное — Богу приятнее... Ежели бы ты могла что сделать и упустила, то конечно бы подлежала ответу! (V, 192, 297, 298). Как вести себя в храме во время богослужения