Ты, М., береги свое здоровье, не допускай до раздражения нервов; когда будешь себя считать ви­новною, как я прежде описывал о сих действиях, то и смирение будет водворяться с тобою; а когда будешь ставить причиною свою природу, то болезнь может умножиться (IV, 35, 73).

Помните, что смирение доставляет вам успокое­ние, а, напротив, самолюбие и гордость до какой степе­ни сокрушают кости и расстроивают телесный состав! (IV, 37, 79).

Страдает тело, страдает и душа; а если бы душа была укреплена верою, то и тело могло бы получить укрепление при спокойствии духа; смущенный же дух имеет влияние и на телесный состав и болезнь умно­жает (I, 184, 363).

...Здоровье для вас дороже всего, а с ним сопря­жено и душевное благое устроение, могущее доставить вам спокойствие... (I, 36, 70).

В слабости здоровья больше надобно иметь попе­чения о душевном устроении и взирать на смерть как на упокоение от трудов... (III, 49, 128).

Бог не требует от болящего подвигов и телесных трудов

Вы все еще в болезни телесной и скорбите, видя себя в бездействии. Какого же вы ищете действия? Довольно с вас терпения с благодарением. Бог не требует от болящего подвигов и трудов телесных; но душевное благое устроение всегда надобно на­блюдать и иметь попечение о исправлении оного (I, 101, 212).

Пишете, что не можете быть во храме часто по болезненности; это Бог видит и не взыщет того паче меры сил ваших, но дома правило по силе можете исполнить и в оном смиряться и болеть сердцем, что и заменит делание телесное (III, 57, 144—145). Благодарение Господу, что вы благодарно принима­ете посещение болезни, — великую пользу обретают, кои терпят болезни с благодарением, ибо оные, вместо великих подвигов наших, приемлет Господь и воздает нетленными наградами (1,113,235). Не безпокойтесь о том, что не можете быть в храме: Бог видит ваше расположение и желание и примет оное вместо делания, а вы аще и малое мо­ление приносите, но со смирением, то будет жертва благоприятна пред Богом (I, 115, 236—237). И болезненным нужно смирение, ибо оно сугубо упокоит по таинственной оного силе (IV, 66,157). Болезнями и скорбями испытуется верность и любовь наша к Богу Из... писем твоих вижу одно и то же: одержащую тебя болезнь, а к оной примешался страх, как бы не возроптать на Бога за продолжение и лютость болез­ни. Я писал тебе... но и теперь кое-что скажу... Св. Апостол пишет: недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8, 18), то есть всякого рода скорби и болезни в здешней жизни ничто против будущей славы, которую удостоит Господь получить терпящим здесь... Мы должны любить Бога, но неужели только тогда, когда получаем от Него временная благая и идем простран­ным путем, вводящим в пагубу? А когда Он посетит скорбями и болезнями, то уже и отпадать от любви Божией? Нет, любовь искушается противными веща­ми, — когда мы любим Бога не из видов наших видимых, а постигаем верою и надеждою, что Он, наказуя нас, творит от любви Своей, спасая души наша. Примерные скорби и болезни праведного Иова должны нас возбудить к подражанию и укреплять нашу немощь; с какою он покорностию принимал лишения всего и болезнь всего состава своего! Яко Господеви шволися, тако и бысть! буди имя Гос­подне благословенно во веки! (Иов. 1, 21). Приведу тебе пример: великий Феодосий, уже в старости лет, переносил жесточайшие страдания болезней, бывшие лишь по силам юноше, так что нельзя было смотреть равнодушно даже предстоящим. Один из старцев сказал ему, чтобы он помолился Господу об укрощении болезни. «Ах, отче, — отвечал Феодосий, — часто приходила мне мысль сия, но я отгонял , как искушение диавольское: успевший во всех предприя­тиях моей жизни, окруженный славою и честию, не должен ли я скорее радоваться сим страданиям на исходе, чтобы мне не лишиться обещанного блажен­ства и не услышать из уст Авраама страшные сии слова: «помяни, чадо, яко восприял еси благая твоя в животе твоем»... Приими от сих примеров укрепле­ние страданиям твоим; сама же сознаешь, что страсти душевные и при болезни тебя не оставляют; что ж было бы в полноте здоровья? Надобно более смирять­ся укорять себя, тогда и страсти умалятся (V, 533, 712-713, 714). Терпение болезни с благодарением выше других исправлений пред Богом