...Видя здесь свое малодушие, познайте и то, от­куда оное происходит: очевидно, от самолюбия, которое не может нести оскорбления (VI, 118,191).

Скорбеть о неисправлениях наших есть наш долг, но не смущаться; скорбь оная к покаянию приводит и к смирению, а смущение показывает в нас высокоум­ное устроение. Смирение заставляет видеть свою немощь, никого не судить, а себя; а высокоумие всех судит; а хотя и себя касается, но краем языка, и не получает спокойствия и мира (V, 344, 471).

В смущении нет ни покаяния, ни смирения, ни подвига против страстей

Вы жалуетесь на свою яростную часть и ужасае­тесь. Надобно больше смиряться, а не ужасаться; ужасаться значит то же, что и смущаться, а в смуще­нии уже нет ни смирения, ни покаяния, ни подвига к сопротивлению и истреблению страсти. Возьмите в пример ниву, заросшую лядиною и тернием. Как быть с нею? Что ни посеешь доброго, все пропадет. Надобно помаленьку исторгать терние и лядину очищать; и тогда сеять... (III, 9, 47).

Смущение лишает надежды на милость Божию

...Чувствуете, что совершенно будете безответны на Страшном Суде. Если сие последнее сильно на вас действует и смущает, то и паки скажу вам, что это суть козни вражии и плод гордости. Вы, сознавая себя грешным, не должны отчаиваться, а паче сми­ряться и дивиться человеколюбию Божию, терпяще­му вас и ожидавшему вашего обращения и покаяния (I, 3, 9-10).

Хотя и никто не похвалится быть безгрешным, и самые Апостолы сознавали себя таковыми; св. апос­тол Павел: Господь пришел грешников спасти, от нихже первый есмь аз (1Тим. 1, 15), такожде и св. Петр всегда памятовал свой грех; и многие про­ходящие духовную жизнь, даже и святые, почитали себя грешными, но не смущались, потому что они не полагали спасения своего в своих добродетелях, но в заслугах и в милосердии Господа нашего Иисуса Христа. Вы считаете себя и грешною и видите свои добродетели, но смущаетесь духом, и все это состав­ляет темный в вас хаос, препятствующий быть в вас свету рассуждения (I, 55,125).

Смущение лишает мира и покоя Посудите, какая польза от смущения после ка­кого-либо поползновения? Не лучше ли смирить себя и приносить раскаяние? Здесь рождается спо­койствие, а там лишаются оного (I, 4,19). Где смущение, там и враг; где же мир, там Бог Сердце ее смутилось, уже это и значит — при­няла вражеский прилог к лишению ее пользы. А где смущение, там и враг; где же мир, там Бог... (III, 279, 496). Смущение воздвигает диавола к большим браням Смирение успокоивает и подает благонадежие к исправлению; а смущение более отягощает и врага вас воздвизает к большим браням (1,30,63). ...Смущением за малейшую мысль враг сильнее на тебя вооружается, будь мужественна и презирай их (III, 220, 367). «Уготовихся и не смутихся» ...Средства к избежанию смущения есть самоукорение; а смущаться и отчаиваться от стужения стра­стей показывает знак гордости духовной, и при оной нимало не успокоитесь; должно и в самых поползнове­ниях не радовать врага смущением и отчаянием, но паче снисходить во глубину смирения, видя точно свою немощь, представляя оную пред Господом и при­нося покаяние (I, 21, 55). Не показать смущения, что ты не оскорбилась, невозможно, надобно соблюдать: смятохся и не гла­голах (Пс. 76, 5), а внутренне зазреть и укорить себя за подвижение страсти... и дойдешь до того: уготовихся и не смутихся (Пс. 118, 60) (III, 229, 384). Ты, Е. И—на, при смущениях твоих находи врачевство себе в самоукорении и смирении и самую оную тяжесть потерпи без ропота, да после получишь плод утешения... (VI, 115,184). Главная причина смущения от зазрения ближних и несамоукорения; а враг имеет силу еще более воздвигать бурю смущения в таком устроении (V, 301, 426). СНЫ (СОН) Верующим не должно верить снам