Единственная надежда спасения нашего - упование на Спасителя и Его милосердие

...Ты, когда пришла в размышление о прошед­шем времени жизни своей, тебе стало горько о скудо­сти дел твоих и неизвестности о будущности. Тоскую­щая мысль твоя не могла успокоиться. В надежде на свои дела можем ли мы найти успокоение? Милосер­дие Божие и заслуги Спасителя нашего Иисуса Хрис­та — одна наша надежда, и сознание своей немощи и худости приводит нас к смирению и покаянию; а «смирение и кроме дел прощает много согрешений», по слову св. Исаака (41 Слово) (III, 291, 519-520).

Спасение наше состоит в вере и в уповании на милосердие Божие, предание в Его святую волю себя и всех нас... (III, 251,428).

Христос пришел грешников спасти, мы должны чувствовать свою греховность и никак не полагаться на свое исправление или заслуги; но, осудив себя достойными быть наказания, представим заслуги Спасителя нашего, вземшего всего мира грехи, — то и нас помилует ради Своего милосердия, а не ради наших заслуг. Сколько видим примеров спасенных грешни­ков чрез покаяние, и это должно нас приводить к любви Божией и смирению (III, 289, 517—518).

А мы что сотворим, когда взглянем на дела свои? одно милосердие Божие к грешным подает надежду на спасение: имиже весть судьбами да устроит оное (IV, III, 416-417).

Смерть верующего христианина есть утешение — он надеется, разрешившись от тяжких уз плоти, пе­рейти к покою и наслаждению. Тебя устрашают гре­хи: а для кого пришел Господь в мир сей? Претер­пел страдание и поносную смерть? Пролил пречистую и бесценную кровь Свою? — чтобы искупить грешни­ков и омыть грехи их Своею кровью. Отчаяние не­уместно; но враг старается оным смущать тебя; а ты не повинуйся ему. Прочти... у св. Исаака Сирина в 89 Слове. Смотрите, как изображает великий отец милость Божию и любовь к нам, грешным: «якоже горсть песка падающа в великое море: тако согреше­ния всякия плоти прямо подобию Промысла и мило­сти Божией. И якоже не заграждается источник изо­бильно источающся горстию персти: тако не побежда­ется милостыня Содетелева от злобы созданий Его»... Видите, на что наша надежда: не на дела наши, но на неизреченное Божие милосердие и любовь к нам, грешным, которые Его от Престола славы свели к нам, во тьме и сени смертней седящим (IV, 45, 95—96).

Какого ты ищешь извещения о надежде спасения. При твоем устроении это дерзостно и безумно: пожалуй, получишь мнимое извещение от прелести вражией и после обезумишься. Сего сподоблялись великие угодники Божии прежде смерти или незадол­го пред исходом; но кто они были и какое имели глубокое смирение?! Святой Феогност пишет: проси дати тебе извещение, но не прежде смерти: еже есть смиреннейше, а мы не имеем смирения. Если бы дано нам было извещение, то вознеслись бы и глубоко пали. Нам должно иметь веру, смирение и надежду на милосердие Божие и не отчаиваться до конца, а всегда пребывать в покаянии, болезновании сердца и во сми­рении; избегать же двух крайностей: излишней на­дежды и отчаяния, а иметь себя под всею тварию; Господь, на смиренные призираяй, силен устроить наше спасение (VI, 101,163—164).

Гордость совсем лишает спасения Ты пишешь, что хочешь спастись, но гордостное твое устроение много тебе мешает, а святые отцы пишут, что гордость и совсем лишает спасения; для того-то и книги нам написаны, чтобы мы отвергали гордость и стяжавали смирение; и каким образом оное делать — учат нас и вразумляют. Читая книги, внимай более сему: как прогнать гордость и как приобретать смирение. А Бог подаст тебе случай к тому, например: тебя оскорбляют, укоряют, причиня­ют тебе досаду. Как же они могут сами собою это делать, ежели бы Бог им не попустил сего? И потому они суть орудия, коими действует Бог в деле твоего спасения (III, 51,132-133). Действие Промысла Божия в спасении людей Как чудно благодатное Провидение ведет нас путем спасения! Вначале подает утешение, как мла­денцам, еще не могущим принять твердой пищи скорбей и лишения утешений; и паки, видя утвердившихся и могущих нести крест, попущает скорби и лишает утешений, дабы получили вящую награду от терпения и смирения, — что самое усматриваю и в вашем устроении, ибо вы там, ощущая утешение, видели на­граду, но оная не могла быть прочною; а теперь, лишаясь утешения и неся духовный крест, получаете награду, но не видите ее, и потому веруйте, что блажени не видевшии и веровавшии (Ин. 20, 29) (V, 565, 749-750). СПОР ...Нам (особенно монахам) должно заботиться более о практических ведениях, а от спорных предме­тов, паче же от споров, удаляться, памятуя слово Апостола, что они ведут к разорению душ. Святой Исаак Сирин учит, чтобы нам, монахам, не догматствовать (I, 389, 677). СРЕБРОЛЮБИЕ