...Земля, которая заросла тернием и разными дур­ными травами, может ли принести какой-либо плод? А когда потрудятся, вспашут или взроют получше, вычистят корни дурные, тогда бывает удобна к при­нятию хороших семян и плод приносит; когда же и опять вырастают дурные травы, их не перестают истреблять. Так и земля сердца нашего, запущенная от нашего нерадения, произрастает терния и волчцы страстей: если будем исторгать их помалу, то они истребятся, и земля сердца нашего может принимать семена добродетелей и приносить плод — исполнение заповедей Божиих, которые повелевают не только терпеть обиды и молиться за оскорбляющих, но даже и врагов любить (II, 120,185-186).

Врачевание страстей - смиренномудрие сердца

Опять принимаюсь за беседу с тобою. Господь учит нас: блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное. Блажени кротции, яко тии наследят землю (Мф. 5, 3, 5). Смотрим в себе, как мы далеки еще от смирения и нищеты духовной и кротости, когда страсти имеют свободный вход в серд­це наше? Однако не печалься, что они не умаляются, а еще лежат в твоем устроении: будь уверена, Божиею помощью, твоим старанием и произволением, они ума­лятся, времени текущу; только при всяком оных на тебя восстании притекай к твердыне смирения и кро­тости, которая, как камень от волн, не сокрушится, и в чести, и в бесчестии, и в похвале, и в поношении равно пребывает; не достигше же еще сего, укоряй себя, находя вину, и страсть ослабеет... Ты просишь рас­смотреть, не запала ли какая страсть тайная в тебе, подобно червю, точащая твое сердце? В письмах моих довольно писал тебе, показывая твои страсти; повто­рять не нужно, а только скажу словами св. Исаака: «врачевание всем им есть смиренномудрие сердца». Как хочешь так скоро стяжать сей бесценный дар? Подвизайся видеть себя худшею всех, имея вину свои же страсти и падения и неисправления, то и приидешь в доброе устроение; а не тотчас можно быть смирен­ною (III, 254,437—438).

Страсти искореняются соблюдением заповедей Божиих

...Подвизайся искоренять страсти деланием свя­тых Его заповедей, в коих является любовь к Богу и к ближнему; и при всем оном стяжавай смирение... (IV, 200,480).

Ты знаешь, что врачевство оным душевным не­дугам суть заповеди Божии, которые исполнять мы имеем всегда случаи при сообращении с ближними: досады, укоризны, поношения, от других бывающие, служат обличением нашего устроения и посылаются смотрением Божиим к нашей пользе, дабы при возму­щении нашем познали мы свое бедное устроение и смирили бы себя, укорив за смущение, чрез что пола­гается начало к искоренению страстей. Но нельзя, чтобы скоро могли оные исцелиться, а по мере наше­го старания надо принимать с самоукорением и сми­рением. Взирая на заповеди Божии, повелевающие любить даже врагов, и видя, сколь еще далеки мы от исполнения оных, мы должны считать людей, оскорб­ляющих нас, своими благодетелями, а не укорять их, хотя бы и неправильно на нас нападали, ибо Бог попустил так быть к нашей пользе душевной; возму­щение же сердца своего считать душевною своею болезнью, а слова их досадительные — врачевством; и по времени, понуждая себя, получишь помощь Божию (IV, 230, 514-515).

Против каждой страсти надо бороться противоположной ей добродетелью

Против каждой страсти надобно бороться и проти­вопоставлять ей добродетель; против гордости — сми­рение, против чревообъядения — воздержание, против зависти и злопомнения — любовь; но когда этого нет, то поне будем укорять себя, смиряться и просить помощи от Бога (III, 113, 231). В борьбе со страстями уповайте на Бога ...Читайте сами отеческие книги и вразумляйтесь, как противляться страстям; эти наши злодеи до конца жизни борют нас, не та, так другая; но горе нам, когда возуповаем на себя и подумаем, что можем сами про­тивостать им; а то, чем стяжавается смирение, пре­зрим (IV, 137,349-350). «Безмолвие неискусных повреждает» ...Ты знаешь или, может быть, читал, что безмол­вие в свое время полезно, а безвременное вредно; прежде научиться должно жить с людьми и сотворить брань со страстьми своими; но где же ты увидишь страсти? — в удалении ли от людей? Но это невоз­можно: в этом ты можешь увериться от аввы Дорофея, когда говорит он — для чего должно половину времени быть в келлии, а прочее употреблять на посещение братии. Также св. Иоанн Лествичник и св. Кассиан пишут, что безмолвие неискусных повреж­дает (II, 97,148—149). Не победив страсти, не успокоишься Вы жалуетесь на суету и молву и блажите безмя­тежную жизнь; как же не ублажать оную? Да только страсти наши лишают нас наслаждаться оною; ибо не борясь со страстьми и не победив их, нельзя иметь истинного покоя в безмолвии; а нас беспокоят стра­сти: тщеславие, славолюбие, сластолюбие и сребролю­бие, — от них же весь собор страстей ополчается на нас бедных... (IV, 180, 445).