H. ВАСИЛИАДИС ТАИНСТВО СМЕРТИ

1209

Αναστασιου Σιναϊτου. 'Οδηγος. Κεφ. 2 // PG. 89, 77. Прот. Γ. Флоровский лаконично пишет: «Нет ничего «натуралистического» или пантеистического в термине обожение. Обожение означает внутреннее общение человеческих личностей с «Живым Богом». «Быть в Боге» означает принадлежать Ему и быть причастником Его совершенства. «Сын Божий стал Сыном Человеческим, чтобы человек стал сыном Божиим» (Свт. Ириней Лионский. Против ересей. Кн. 3. Гл. 10, 2). В Нем человек навсегда объединяется с Богом. «В Нем мы имеем Жизнь Вечную». Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа (2 Кор. 3, 18). И в конце откроется во время всеобщего Воскресения и в «будущем мире», для всего творения, «Суббота благословенная», «День упокоения», таинственный «Седьмой день творения» (Г. Φλωροφσκυ. Θέματα 'Ορθοδόξου θεολογίας. Άθηναι, 1973. Σ. 115).

1210

Α. Θεοδορου Ή ουσία της 'Ορθοδοξίας. Αθηναι, 1961. Σ. 268.

1211

Π. Ν. Τρεμπελα. Δογματική της 'Ορθοδόξου Καθολικής Εκκλησίας. Αθηναι, 1961. Τ. 3. Σ. 495.1212Свт. Иоанн Златоуст. Ha Посл. к Ефес, беседа 3, 2 // PG. 62, 26.1213Α. Θεοδορου. Πάσχα, Κυρίου Πάσχα. Αθηναι, 1976. Σ. 42.1214«Отроки от пещи избавивый, быв Человек, страждет яко смертен, и страстию смертное в нетления облачит благолепие, един благословен, отцев Бог, и препрославлен» (Триодь Цветная. Канон Пасхи, песнь 7, ирмос).1215Об обожении подробнее см.: N. П. Βασιλειαδη. Χριστιανισμός και 'Ανθρωπισμός. Άθηναι, σ. α. Σ. 539–550.1216Νικοδημου 'Αγιορείτου 'Εξομολογητάριον. Βενετία, 1855. Σ. 21.1217Свт. Иоанн Златоуст. На Посл. к Галатам беседа 3, 5 // PG. 61, 656.1218Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на св. Матфея евангелиста. Беседа 47. Ст. 1. М., 1993. С. 489–490: «Это не значит, что они будут светиться точно как солнце. Но так как мы не знаем другого светила. которое было бы блистательнее солнца, то Господь употребляет образы для нас известные».1219Свт. Григорий Богослов. Слово 18, надгробное отцу // Творения. В 2–х т. T. 1. С. 288: Когда мы перейдем отсюда в истинную жизнь, то «вместе с пребывающими и неизменными существами будем ликовствовать как малые светы вокруг великого Света».1220А. θεοδορου. 'Н εκονική–συμβολική αναλογία του φωτός έν τη θεολογία του αγίου Γρηγορίου του Ναζιανζηνου. Αθηναι, 1976. Σ. 97.1221Свт. Григорий Богослов. Слово 8, надгробное своей сестре Горгонии // Творения. T. 1. С. 188: «Глас празднующих, сонм ангелов, небесный чин, зрение славы и всей вышней Троицы более чистое и совершенное сияние […] и оно озаряет наши души полным светом Божества».1222Он же. Слово 7 и 18 // Там же.1223Свт. Григорий Палама. Беседа 34 // PG. 151, 432 С. Соответственно с этим святой Марк Эфесский учит: «(Божественную) сущность ни видеть, ни понять, ни узнать не в состоянии никакое рожденное естество и даже сами первенцы надмирных умов […]. Божественная сущность необозрима для всех, кроме Единородного и Духа Святого. А мы постигаем Его благость и мудрость, преображаясь от божественных энергий и познавая Творца через творение. Таково есть то, что можно знать о Боге, что Он открыл всем людям (Рим. 1, 19)». (Св. Марк Эфесский, Евгеник. Ответы на вопросы… // CFDS. Ser. 1. Vol. 8. Fasc. 2. S. 109).1224Преп. Симеон Новый Богослов. Слово 45. Ст. 10 // Творения. ТСЛ, 1993. Т. 1. С. 412.1225