Статьи и лекции

 Феофилакт (Горский), архимандрит. Догматы христианский православный веры... М., 1773. (Латинский и русский тексты.)

 Игнатий Брянчанинов, епископ. Письма к разным лицам. Выпуск II. Сергиев Посад, 1917. С. 78-79.

 Флоровский Г., протоиерей. Указ. соч. С. 394.

 Беседа преп. Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым “О цели христианской жизни”. Сергиев Посад, 1914. С. 33. Листовский И. С. Филарет, архиепископ Черниговский. М., 1887. С. 23. Богословские труды. М..1987. № 28. С. 309-310. Прим. 8. Вениамин (Федченков), митрополит. О вере, неверии и сомнении, СП б., 1992. С. 30, 35. Булгаков Н. См. его “Автобиографические заметки”. Дневник иером. Никона (Беляева). 22 января 1908 г. Машинопись. См. его письма в книге “Нам оставлено покаяние”. М., 1997. Бердяев Н. А. С. Хомяков. М., 1912. С. 81. Игнатий Брянчанинов, епископ. Письма к Антонию Бочкову, игумену Череменецкому. М., 1875. С. 25-26. Соколов Леонид. Еп. Игнатий (Брянчанинов). Приложения. Киев, 1915. С. 250. Флоровский Г., протоиерей. Указ. соч. С. 334. Феофан (Говоров), епископ. Собрание писем. Выпуск пятый. М., 1899. С. 90. Флоровский Г., протоиерей. Указ. соч. С. 397. Там же. С. 397-398. Вениамин (Федченков), митрополит. Указ. соч. С. 36. Колюпанов Н. П. Биография А. И. Кошелева. Б. м. 1892. Т. 2. С. 42. Хомяков А. С. Собр. соч. М., Т. 2. 1900. С. 22. Этот упадок духовной жизни – явление, к сожалению, общее для всего христианского мира и всего человечества в целом. Он не в меньшей степени характеризует состояние других Поместных Православных Церквей и в несравненно большей – западных инославных конфессий, где основой христианской (!) жизни откровенно стала “новая заповедь”: Ищите прежде всего что есть, что пить и во что одеться, а Царствие Божие приложится вам (ср.: Мф. 6, 31-33). Аксаков И. С. Христианство и современный прогресс // На запросы духа. Сост. А. Палицкий. Пг., 1914.  Преподобный Марк Подвижник, например, так говорит о духовной свободе: "Закон свободы читается разумом истинным, понимается деланием заповедей" (Добротолюбие. М., 1905. Т. I. С. 523). Кант И. Соч. Т. 3. М., 1964. С. 478. Блаженный Феофилакт Болгарский пишет: "Не говори, что Церковь люди собрали. Она есть дело Бога, Бога Живого и страшного". То же говорит и святой Экумений (X век): "Она Богом устрояется, Богу посвящается и Бога имеет живущим в себе". Диффамация – опубликование в печати сведений, порочащих кого-либо. – Прим. ред. Тропарь предпразднству Рождества Христова. Особенно настойчиво мысль о главенстве богоподобной любви в человеке как необходимом условии его свободы и созидания нормального человеческого общества развивали и обосновывали русские мыслители-славянофилы XIX века: А. Хомяков, И. Киреевский, Константин и Иван Аксаковы, Ю. Самарин. Рассматривая Церковь как начало соборное и в этом качестве как прототип идеального общества, Хомяков, например, называет следующие два ее главных конститутивных свойства: "Мы же исповедуем Церковь единую и свободную", ибо "свобода и единство – таковы две силы, которым достойно вручена тайна свободы человеческой во Христе". Основным же принципом, гарантирующим сохранение этих начал в Церкви, является, по его убеждению, любовь. "Этот принцип, – писал он, – есть начало взаимной любви в Иисусе Христе" (Хомяков А.С. Богословские и церковно-публицистические статьи. Изд. Сойкина. С. 109, 205, 44).