Статьи, беседы, проповеди, письма

9 Ни единого слова жалости, простого сочувствия к невинно убиенным в послании Синода от 14 января 1905, подписанном"смиренными"митр. Антонием (Вадковским), Владимиром (Богоявленским), Флавианом (Городецким), архиеп. Николаем (Налимовым) и еп. Климентом (Верниковским), не прозвучало. Люди русские,"подкупленные иноземными врагами отечества", обвинялись в том, что"решились скопом и насилием добиваться своих будто бы попранных прав, причинили множество беспокойств и волнений мирным жителям, многих оставили без куска хлеба, а иных из своих собратий привели к напрасной смерти", чем причинили"тяжкое горе Венценосному Вождю", который"неусыпно заботится об облегчении тяжкой их доли". Такой лжи и мерзости на"святейшем"месте православные со времён раскола не видели, такого глумления над расстрелянными и лизоблюдства перед убийцами не у всяких язычников сыщешь. С тех пор подломилась в народе вера во Святую Церковь и участь новомучеников решилась — кровью своей платили они за грехи обезумевших синодалов, предавших паству и отрёкшихся от Христа.

10 К тому же склонялся М. А. Новосёлов и 17 января 1905 писал:"За отсутствием у нас, к сожалению, истинного русского органа<…>приходится изобретать другие способы проведения в сознание общества трезвых идей"(ОР РГБ. Ф. 265, к. 195, ед. хр. 26, л. 1).

11 17 февраля пристав 1–го уч. Мещанской части препроводил в Московское охранное отделение экземпляр воззвания к православным христианам,"обнаруженный наклеенным в 3 часа ночи на фасаде дома Рождественского монастыря по 4–й Мещанской улице". В этот день листовку находили приставы по всей Москве: на телефонном столбе по Красноказарменной ул. напротив Московского военного училища (3 уч. Лефортовской ч.); на заборе владения Лиснера по Кузнецкой ул. (1 уч. Пятницкой ч.); в 6 ч. 20 минут на заборе владения Генералова по Лялину пер. (2 уч. Яузской ч.); на ограде храма Вознесения по Вознесенской ул. и стене д. Озеровой по Гороховской ул. (1 уч. Басманной ч.); в 5.00 в Болвановском пер. на заборе д. Бахрушина, а в 6.30 на заборе владения Трофимова по Шморовой наб. (2 уч. Пятницкой ч.); на Шаболовке и Малой Серпуховской (2 уч. Якиманской ч.); в 8 утра на воротах д. Герасимова по Александровской ул. (3 уч. Сущёвской ч.); на ограде храма свт. Николая в Курницком пер.; на улицах Сущёвской и 3–й Мещанской (ГАРФ. Ф. 63, оп. 25, д. 30, т. 4 (1), л. 18–75). Таким образом, документы обличают подхваченную Е. В. Ивановой клевету мемуариста:"Клеили где придётся, — где меньше было риска быть захваченными<…>в укромных местах"(Вишняк. С. 99).

12 "Причина переживаемой нами смуты заключается не в ослаблении государственного начала, а наоборот, в чрезмерном развитии этого начала и в запоздании с его стороны уступок в пользу законных требований начал личного и общественного"(Завитневич В. О восстановлении соборности в Русской Церкви // Церковный вестник. 1905. N 14).

13 Завершал листовку призыв:"Православные христиане! Перед вторым пришествием, по слову Божию,"мерзость и запустение станет на святом месте", т. е. большая часть Церкви христианской предастся в руки Антихриста. Воззвание Синода, поддерживающее мучителей христианского народа, свидетельствует, что время близко! Так не искушайтесь же воззванием Синода, ибо на нём явная печать Антихриста!"Перепечатано: Вперёд. Женева. 1905. 10 марта. N 11. С. 11; Революционная Россия. 1905. 15 марта. N 61. С. 9.

14 2 апреля 1905 Эрн писал Ельчанинову:"После твоего отъезда у нас довольно много событий. 1) От Морозовой получили средства и будем получать. 2) Технически наконец устроились. 3) Во Владимире объявилась целая компания, которая просит приехать, чтобы устроить там отделение. 4) Совокупно с ней Рачинский, Духовная Академия, и наша компания открывает Религиозно–философское общество памяти Соловьёва — где выступит с целым рядом рефератов на общественные темы, прения, широкий доступ публики. Уже есть духовенство, рабочие–радикалы и профессора. Пока всё на частных квартирах и параллельно с этим пойдут хлопоты об официальном разрешении". А вскоре продолжал:"У нас дела пошли совсем не дурно. Изготовили несколько важных вещей и сейчас заняты их мультиплицированием посредством ми–ми и ти–ти [мимеографа и типографских оттисков]. При первом удобном случае вышлем"(ВГ. N 12, 13).

15 Далее пространно цитировалась работа"О задачах ХББ", с целью представить"центральное положение этой теории".

16 "Эрн<…>рассказывал, как в студенческие годы в Москве он соединился с друзьями<…>Они наняли сарай, где работали и спали на дощатом полу с большими щелями. Там он страшно разболелся и нажил себе хронический нефрит"(Иванова Л. В. Воспоминания. М., 1992. С. 51).17 Текст идентичен оригиналу листовки (ОР РГБ. Ф. 305, к. 6, ед. хр. 56, л. 5); перепечатано: Освобождение. 1905. N 73. 6 июля. С. 391.18 "Людей убивают, христиан терзают. Жалко, невыносимо… Но другое, братья и сёстры, другое ужаснее. Христиане убивают, христиане терзают, христиане православные проливают кровь повсюду"(Флоренский П. Вопль крови).19 "Иль вы не понимаете, что это вновь и вновь Христа расстреливают и вешают, и бьют и оскверняют? Не понимаете, что каждый выстрел направлен в тело Христово?"(Там же).20 "Обращение к крестьянам"цитирует Айвазов (Миссионерское обозрение. 1905. N 13. С. 606–607), в частности, призывы"не служить царской власти, богохульно называющейся самодержавной, не идти на войну и не усмирять бунтовщиков, не убивать японцев, а молиться за них, как за врагов", свидетельствуя,"что пропаганда таких идей широко развилась в наших войсках на Дальнем Востоке". По свидетельству Скворцова (Там же. С. 1459), обращение начиналось с обычных"Во имя Отца…"и"Братья христиане", рисовало картину страшных бедствий, переживаемых отечеством (ужасы внутренней и внешней войны), а затем автор вопрошал:"За какие же грехи Господь разгневался на землю Русскую?"и отвечал так:"Три великих греха лежат на русском народе, и покудова православные не покаются в этих грехах, не окончатся беды на Руси. Первый, самый страшный грех, это то, что мы служим двум господам — Богу и царю, и что царя почитаем самодержавным. Второй грех — в заблуждении Церкви, признающей главой царя и забывшей заветы святителей, обличавших неправедных владык, забывшей правду Божию, повелевающую кротостью и любовью увещевать заблудших, а не полицейским насилием". Третий грех — неправедная война на Дальнем Востоке. Далее следовал призыв"очиститься от этих грехов, открыто и безбоязненно заявить, что мы не признаём за царём–человеком неограниченной самодержавной власти, отказываемся убивать врагов своих и чужих, обещаемся помнить, что одна глава Церкви — Христос". Скворцов в своеобразных выражениях признавал огромное влияние обращения на душу простолюдина.21 Забастовка в Иваново–Вознесенске продолжалась с 12 мая по конец июня 1905 и управлялась большевиками; основные требования рабочих: 8–часовой рабочий день, повышение зарплаты, свобода печати и собраний.22 "Самое понятие"христианский социализм" — такая же бессмыслица, как сухая вода или мокрый огонь"(Валентин Свенцицкий, свящ. Письма о социализме. Ч. 1 // Церковные ведомости. 1919. N 6);"такое же недоразумение, как австрийская монархия: это есть contradictio in adjecto"(Гиляров–Платонов Н. Указ. соч. С. 290);"противоестественное сочетание понятий"(Иоанн Восторгов, прот. Полное собр. соч. Т. 5. Ч. 1. М., 1913. С. 329).